, Воронеж
  • 8466

Захар Прилепин в Воронеже: «В 20 лет нельзя создать хорошую прозу»

Писатель – о «волшебных» книгах, работе с модельером и планах открытия культурного фестиваля.
Захар Прилепин в Воронеже: «В 20 лет нельзя создать хорошую прозу» Захар Прилепин в Воронеже: «В 20 лет нельзя создать хорошую прозу»
РИА Воронеж Текст — , фото — Михаил Кирьянов

Известный российский писатель, заместитель художественного руководителя МХАТ имени Горького по литературной части Захар Прилепин приехал в Воронеж во вторник, 19 февраля. Он пообщался с читателями в книжном клубе «Петровский», а перед этим встретился с губернатором Воронежской области Александром Гусевым. Во время беседы Прилепин предложил главе региона провести в Воронеже мультижанровый фестиваль традиционной культуры «Русское лето». 

Об идее фестиваля, а также о том, почему молодые писатели не могут быть хорошими прозаиками, что происходит в современной литературе и как развивается его совместный проект с дизайнером Зайцевым по выпуску необычных ватников, Захар Прилепин рассказал на встрече с журналистами.

О «Русском лете»

– Мы пока только договорились, что фестиваль в Воронеже будет. Планируем на начало сентября. За время моей разнообразной работы в литературе, музыке, кино у меня сформировался круг людей, разделяющих плюс-минус те убеждения, которые условно можно назвать консервативными, патриотичными. Это молодые, полные сил образованные люди, которые не просто умеют что-то делать в сфере музыки, кино или театра, но являются соратниками. В течение нескольких дней на фестивале будут работать площадки, где мои друзья и единомышленники из разных сфер – театра, литературы, музыки, кино – проведут встречи с воронежцами, будут рассказывать о своем видении истории России, ее прошлого, настоящего и будущего. Пока не могу точно сказать, кто приедет. В ближайшее время буду общаться с ними, узнавать, у кого нет гастролей в начале сентября. Круг знакомых у меня достаточно большой, свободные в это время люди точно найдутся.

О смысле фестиваля

– Судя по процессам, видимым и невидимым, которые происходят в нашей стране, стоим мы на очередном распутье. Потому что люди пытаются понять, что мы строим, какую государственность, какое общество, что нас ожидает в ближайшем будущем. Вот недавно Сурков статью написал о русском глубинном народе. И стало интересно, захотелось нырнуть и посмотреть на этот русский глубинный народ. Мы думаем, что лучше всего в самом центре России – в Воронеже – занырнуть, посмотреть на народ и себя показать. Прообраз нашего общества, нашей государственности заключен в культурной матрице. И мы должны найти слова, чтобы сердце русского человека вздрогнуло и он сказал: вот точно, это про меня, точно таким я хочу видеть свое государство, свою семью. И себя самого.

О русской культуре

– В моем понимании исконно русская культура – Бог есть, Россия святая, и мы не венец творения, а звено между прошлым и будущим. Если культура умеет об этом говорить простыми, не пафосными словами, то, значит, она исполняет свое предназначение. Мы как-то общались с Ксенией Собчак. Она говорила, что права и свобода человека превыше всего. Я говорю: нет, Ксения, не превыше – есть вещи, которые больше человека: Родина, дети, семья, Бог.

О творческой деятельности

– Я много что делаю, а тексты я пишу лучше всего. Но нет никакого смысла разделять себя на подвиды деятельности. Вот скажу – я писатель. А меня спросят: чего тогда поешь? А я еще в кино снимаюсь и веду телепрограмму. Совсем недавно был и военным. Это означает, что остальные виды деятельности для меня – хобби? Нет, не означает, так как если я что-то делаю, то стараюсь это делать максимально профессионально. У меня есть товарищ, я у него как-то спросил: «Ты кем себя ощущаешь?». Он сказал, что отцом. Вот и у меня есть четверо детей, и я себя ощущаю отцом. А все остальные сферы на пропитание моих детей направлены.

О критике

– Я люблю, когда меня ругают. У Сергея Есенина, над биографией которого я сейчас работаю, есть такая фраза: «Что бы ни говорили, лишь бы говорили». В этом есть элемент некой самоиронии, безусловно. Но на критику тоже иногда обижаюсь, оскорбляюсь, пытаюсь аргументированно на нее отвечать. В этом плане я совершенно обычный человек.

О количестве современных российских авторов

– А их, авторов, никогда не было много. У нас было только одно время в истории страны, когда литераторы, конкретно поэты, находились в статусе поп-звезд. Это были советские времена, когда Евтушенко, Вознесенский, Окуджава, братья Стругацкие были настоящими звездами. Их знали миллионы людей. Больше такого не было никогда. Во времена Пушкина, Есенина, Лермонтова литературой увлекались 1,5% от общего числа населения. И мы вернулись в это состояние полутора процентов. К несчастью, это так. Был бы процент выше, люди больше читали бы книги.

О литературном произведении, которое удивило в 2018 году

– Вот Тарковский написал повесть «Полет совы» – понравилась. У нас ведь 99% современной литературы написано о страданиях столичного человека, живущего в пределах Садового кольца, который рефлексирует о своей безнадежно погубленной судьбе. А Тарковский пишет о деревне, о сельском учителе, который в красноярской деревне пытается что-то делать. Это удивительно, такого в нашей литературе не было уже 20-30 лет. Лев Данилкин написал очень интересную биографию Ленина. Да много что происходит в литературном мире. Появились интересные молодые имена. Гузель Яхина, например. Новые тексты пишутся, и они становятся достоянием интеллектуального осмысления в стране. Я часто говорю: обращайтесь в мои соцсети, я там выкладываю списки хорошей литературы.

О «правильном» возрасте прозаиков

– Моя первая книга вышла, когда мне было 30 лет. Всю молодость думал, что буду военным. Я за то, что сначала нужно жить, а потом писать. Когда молодые писатели приходили к Горькому, он им всем говорил: «Идите вы все в жизнь». Молодой человек может писать хорошую поэзию, прозу человек 18-20 лет писать не может. Есть исключение в виде Лермонтова, а в остальных случаях это дело взрослых людей, которые хоть какой-то опыт имеют. Я много знаю молодых прозаиков, они все описывают свои донжуанские похождения, и все это смешно для моего возраста.

О событиях на Украине

– В эти дни пять лет назад начались всем известные события на Украине. Я сейчас нахожусь в процессе осмысления того, что там случилось. Написал роман «Некоторые не попадут в рай». Там на 400 станиц есть мои ответы на вопросы по ситуации на Украине. Я получил свои временные успехи, которые завтра могут закончиться, потому что я никогда ни с кем не вел материально обоснованных отношений. Я всегда был верен себе и говорил то, что думаю. Иногда даже был в меньшинстве со своими взглядами и выглядел маргинально.

О книге, которую нужно прочитать всем

– Конечно, это личное дело каждого: читать или нет. Я бы посоветовал книгу «Вечер у Клэр» Гайто Газданова. На мой взгляд, это великолепная книга. Мальчики и девочки, которые хотят узнать, как выглядит волшебная проза, – она выглядит вот так, в виде этого произведения.

О дизайнерских ватниках

– Несколько лет назад слово «ватник» стало ругательным. Это несправедливо, и в защиту ватников вместе с модельером Егором Зайцевым мы тогда выпустили линию стильных дизайнерских ватников. Около 500 штук. Это была разовая арт-акция, но ряд моих знакомых ходит в наших ватниках и сейчас. И у меня ватник есть. Только вчера надевал. Очень удобно.

Телевизионная версия интервью с Захаром Прилепиным выйдет на канале «TV Губерния» 1 марта в 21:30.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: