Недавний круглый стол с его дискуссией о национальной русской культуре в воронежском Доме журналиста еще раз упрямо и жестко подтверждает, что все мы вдруг оказались в новой реальности. Новой, невиданной прежде и, как еще недавно казалось, совершенно невозможной.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/04/JVHVuyBcMSbwdqa2aA5umJEzFwmEPBVq.jpg)
Давным-давно, еще с середины 1970-х годов (а то и раньше), «вынесенная за скобки» в какую-то непроходимую «художественную самодеятельность» русская национальная культура сейчас оказывается спасительным кругом для страны. Становится не экзотическим хобби, а самым настоящим мейнстримом, «главным течением», определяющем и движение, и структуру всей культурной жизни России.
Эти перемены – просто оглушительны. Стремительность их выдает, в частности, вопрос одного из участников круглого стола о том, на каком языке поставил свой замечательный спектакль Театр юного зрителя из Донецка. Дело здесь не только в поразительной оторванности от реальности: даже ведь предположение, что юные зрители донецкого театра, большая часть жизни которых на самом деле прошла под обстрелами, хотели бы увидеть спектакль на мове – это уже, понятно, какое-то недоразумение. Но вопрос этот невольно выдает и другое, намного более важное – состояние абсолютной растерянности привыкших жить и действовать в совсем других идейных координатах людей.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/04/288T9S8fGEig0F9XKSB1vHxjh12gtlv6.jpg)
Весьма и весьма показательно при этом, что единственным прибежищем для всех в этой ситуации оказывается именно родная – а точнее наша всеобъемлющая народная культура. С ней, как говорится, «не промахнешься». И руководитель департамента культуры, модератор круглого стола Мария Мазур, и деятели воронежской культуры сошлись в одном – в острой необходимости культурного возвращения «на родную землю». И несмотря на несколько раз заявленное вице-спикером регионального парламента Сергеем Рудаковым «отсутствие единства» участников круглого стола, как раз единство в главном было совершено однозначно. «Такое чувство, что мы долго ходили по лабиринту, но вдруг вышли на светлую дорогу», – отметил участник круглого стола, артист Юрий Смышников, как бы резюмируя его самый значимый итог.
Но при этом все-таки важнее видеть другое – даже небольшая воронежская дискуссия (а во встрече участвовали 13 человек) ясно и однозначно показала, что срочно требуется формирование нового общего идейно-культурного каркаса. Новой системы культурных координат, повседневных и долгосрочных ориентиров. Причем это остро нужно всем нам.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/04/VgmKmDDWXJ2VW5qOKQHhqUAyoVzqp9Qz.jpg)
Надо понимать, что русская культура, которая станет основой такого «каркаса», – это вовсе не песни в паневах и кокошниках (хотя и они тоже). Русская культура – это то красивое, что мы делаем сами, в искусстве ли, в повседневной ли жизни, делаем своими руками и на основе нашего собственного, совершенно уникального русского взгляда на мир, на смыслы бытия, на самих себя.
Мы – цивилизация, самостоятельная, древняя, всегда состоявшая из множества племен и почти неизведанная нами самими. Почему, скажем, столь хваленая культура петровской и постпетровской России, обращенная на Запад, так и не смогла «родить» ничего подобного великим памятникам русской архитектуры – собору Василия Блаженного или храму Покрова-на-Нерли? Потому, что старательно пыталась быть вторичной. Навсегда. Почему самые прекрасные картины лучших художников империи и Союза так и не смогли достичь силы духа рублевской Троицы? Потому что в них не было того отчаянного поиска истины, главной правды, рождающейся из верности долгу творца.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/04/XC9i9zVMJDgaDgMXAYsuu1MehNowvAUx.jpg)
Умение ставить перед собой, творцом, самые важные, так сказать, «предельные» вопросы и честно искать художественные ответы на них – в этом и состоит особенность лучших образцов самостоятельной культуры самостоятельной и большой цивилизации. В какой форме идет этот поиск, наверное, совсем не важно – и советский «русский рок», и русская симфоническая музыка, и наш балет, и картины русских абстракционистов, и классические живописные полотна «передвижников», и чеховский МХАТ, фильмы Пырьева и фильмы Тарковского, книги Пелевина, Набокова и Газданова, как и произведения Бондарева и Шолохова, и многое, многое, многое другое из непостижимого, невероятного мира искусства, безусловно, являются нашим гигантским и настоящим богатством. Богатством русской культуры – ведь все они, эти русские культурные явления так или иначе отвечают на вопросы именно нашего бытия, именно нашей неповторимой (во всех смыслах этого слова) жизни.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/04/LvfIME64qkpfZvxj_Y6YI5df-BS2rm6g.jpg)
Важно понимать, что чужие смыслы как сорняки, так долго забивающие подлинно культурное поле нашей Родины, сейчас либо растворяются бесследно, либо трансформируются таким образом, что вливают новые образы, новые силы в здоровые реки наших культурных традиций.
Русское культурное поле становится чистым и чуть ли не в буквальном статистическом смысле – пандемия и спецоперация сократили присутствие здесь иностранных артистов в десятки раз. Так, по итогам прошлого года доля таких концертов уменьшилась в России с 27,3% до 2,7%. Судя по всему, по итогам этого года и эти три неполных процента уйдут в полный и безоговорочный ноль.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/04/jkCfvg9gUF0dVIuwQ-alwBevugS3vZuU.jpg)
Подобная, довольно грустная, надо сказать, история открывает тем не менее широчайший путь и перед российскими, и перед региональными художниками, артистами и музыкантами, режиссерами и живописцами, журналистами и критиками, писателями и акционистами, создателями новых сценических площадок и фестивалей и мастерами организации новых художественных программ. Громадный рынок необходимо будет насытить своими продуктами.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/04/cz5StD5MlAEb8tc9kQF6EsZL0i0j6loz.jpg)
К счастью, систему координат народной культуры выдумать (или запретить) невозможно – она рождается сама. Рождается идеями, желанными образами и конкретными делами, кропотливым, ответственным трудом мастеров искусства. Было бы правильно сейчас наших русских творцов поддержать – на общественном и государственном уровнях. Чем раньше случится такая гармония – всех уровней и «ветвей» нашего 150-миллионного общества, тем быстрее пройдет растерянность, тем красивее и богаче окажутся плоды нашей старой-новой культуры.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/04/8Qupf02dGg7tZuaQODn7DhhpDzFrCXQK.jpg)