В 2019 году Воронежская область стала участником национального проекта «Жилье и городская среда». В его рамках запустили несколько региональных проектов, в том числе «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда». Он позволит жильцам аварийных домов получить новые квартиры в ближайшие несколько лет. О том, как реализуется проект, корреспонденту РИА «Воронеж» рассказала глава департамента ЖКХ и энергетики Воронежской области Галина Смирнова.
Что даст региону нацпроект?
– Расселение аварийных домов проводится в Воронежской области уже много лет. Что в таком случае изменит участие в национальном проекте?
– Действительно, раньше работала программа по переселению из аварийного жилья, признанного таковым до 2012 года. В 2017-м на федеральном уровне она завершилась, соответственно, финансирование прекратилось. Наш регион самостоятельно за счет областного бюджета продолжил переселять людей, чьи дома были признаны аварийными после 2012 года. Из регионального бюджета выделили 900 млн рублей, плюс были деньги муниципалитетов. Планируется переселить 1,5 тыс. человек. Сейчас программа продолжается, мы планируем ее закончить уже в этом году.
Участие в национальном проекте позволило нам увеличить количество домов, попадающих под расселение. Деньги на приобретение жилья мы получим от Федерации. Софинансирование из регионального бюджета составит только 2%.
В апреле 2019 года Воронежская область стала вторым регионом в РФ, который подписал соглашение с государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию ЖКХ. В рамках него выделили 192,6 млн рублей. В целом регион за два года планирует потратить на переселение из аварийного жилья 196 млн рублей (192,6 – средства госкорпорации, остальные – региональные). До 2024 года ориентировочно будет потрачено почти 2 млрд. Правда, в эту сумму могут быть внесены корректировки. К примеру, если часть домов расселят по программе «Развитие застроенных территорий», то есть за частные деньги. Кроме того, дополнительные деньги будут выделять из муниципальных бюджетов.
– Сколько домов вошло в новый проект?
– В него попали 82 дома, которые признали аварийными с 1 января 2012 года до 1 января 2017-го. Во время первого этапа реализации (2019-2020 годы) расселим жителей 13 домов: шести в Воронеже, шести в Боброве, одного в Подгоренском городском поселении. Новые квартиры получат 376 человек. Сейчас идет подготовка к торгам. Можно сказать, что людей начнут расселять с конца 2019 года.
– Участие в национальных проектах необходимо продлевать каждый год. Соответственно, и федеральное финансирование регионального проекта. Есть ли уверенность в том, что регион в следующем году получит обещанные средства?
– Финансирование будет зависеть от того, как мы справимся с поставленной задачей на этот год. Да, заявка каждый раз подается новая. Но отказать могут только в том случае, если мы не реализуем заявленные планы.
– По какому принципу отобрали дома, которые будут участвовать в первом этапе реализации проекта?
– Очередность переселения определяется по дате признания аварийности. То есть первый дом, который мы расселим (Пирогова, 58), получил акт в апреле 2012 года. Последними будут дома, которые официально стали аварийными в 2016 году. Вне очереди можем провести расселение, только если дому угрожает обрушение. Тогда мы направляем письмо в Фонд содействия реформированию ЖКХ, там выдают разрешение перенести дом на более ранний срок.
– На какие квартиры могут рассчитывать жители?
– Все квартиры с ремонтом. Основное требование для предоставления новых квартир – соответствие количеству комнат. То есть если человек жил в трешке, выделить ему должны именно трехкомнатную квартиру. Кроме того, мы не можем дать квартиру, меньшую по общей площади, чем была. В старых домах есть квартиры, которые по метражу не соответствуют современным нормам, – к примеру, «однушки» по 20 кв. м. В таких случаях люди получат квартиры с большим метражом. Разницу покрывают за счет регионального и муниципальных бюджетов. Федеральные деньги в этом уже не участвуют.
– Как контролируется качество новых квартир?
– В 2016 году была создана специальная комиссия, которая занимается контролем качества квартир, предоставленных победителем аукциона. Случаев, когда от квартир отказывались, не было. Иногда находят недостатки. Тогда продавец устраняет все за свой счет. В основном такие случаи в районах области.
Почему переселяют на периферию?
– По какому принципу выбирают дома, в которые переселяют жителей?
– Муниципальное образование проводит аукцион. Выбирается продавец или застройщик. В Боброве, например, под расселение планируют построить дом. В Воронеже таких проектов нет – только покупка готовых квартир. Застройщики, которые выйдут на аукцион, предложат нам квартиры, соответствующие параметрам и цене. Отсюда берется и Шилово (как было в прошлой программе) – цена квартир там подходящая. В Воронежской области стоимость квадратного метра – чуть больше 35 тыс. рублей. Она установлена для региона Минстроем. Исключением является Воронеж – здесь квадратный метр стоит 39 тыс. рублей. На увеличение пошли, чтобы привлечь продавцов. За меньшую сумму найти подходящие дома трудно. Для приобретения квартир в центре города деньги, конечно, небольшие. По закону жилплощадь предоставляют в пределах муниципального образования. Но выбрать конкретный район человек не может. Мы не можем уйти выше обозначенной стоимости квадратного метража, поэтому покупаем на периферии.
Обычно жителей одного дома переселяют в одно новое здание. Но все зависит от конкретного случая. Например, человек жил в четырехкомнатной квартире, а в доме, который предложил победитель аукциона, таких нет. Тогда этой конкретной семье подберут жилплощадь по другому адресу.
– То есть, по сути, жители не выбирают?
– Люди приходят в администрацию, им предлагают варианты. Выбор у них есть, конечно, но он ограничен конкретными объектами. Бывает, когда семьи сначала соглашаются на квартиру, а потом отказываются от нее по каким-то причинам. Им предлагают другую. Такого, чтобы предложили только один вариант, нет. Конечно, семьи могут очень долго выбирать и в каждом помещении находить что-то, что им не нравится. В таком случае мы идем в суд. Для нас это не означает, что мы сорвали реализацию программы. Мы расселяем всех желающих, затем подаем отчет в Федерацию о том, что программу завершили с указанием того, сколько дел находится в судах. Потом просто периодически отчитываемся по каждому факту. На продление программы это никак не влияет.
– Старый жилой фонд в основном находится в центре города. Часто жителям не нравится перспектива переезда на окраину. Тем более что семьи привязаны к месту работы, школам, детским садам. Помимо принудительного переселения через суд, никаких других мер нет?
– Людей заранее уведомляют, что они попали под программу переселения. Они могут отказаться от дома, предложенного администрацией. Вместо этого получить денежную компенсацию по рыночной стоимости. Квартиры оцениваются без учета аварийности здания. Как правило, оценка выходит дороже, чем на самом деле стоит квартира. Она же привязана в том числе к земельному участку, на котором стоит дом. В Воронеже есть семьи, выбиравшие такой вариант.
У меня на приеме была семья, которая жила в двухкомнатной квартире. Люди не захотели, чтобы мы предоставили им новую с таким же количеством комнат. Им надо было расширить жилплощадь, при этом остаться в том же районе, чтобы не менять школу и детский садик. Они приняли решение получить денежную компенсацию и уже самостоятельно выбрать себе жилье.
– Но люди все равно идут в суд?
– Были случаи, когда жильцов переселяли через суд. Кто-то пытается получить квартиру больше. Некоторые вообще не хотят, чтобы их дом расселяли.
На каких условиях переселяют многодетные семьи?
– В марте губернатор Александр Гусев заявлял, что для многодетных семей должны быть особые условия переселения. Что изменилось для таких категорий?
– По поручению Александра Гусева многодетным семьям будут предоставлять квартиры не по принципу «метр на метр», а по санитарным нормам на человека. Прежний принцип для них останется только в том случае, если в аварийном доме у них была достаточно большая квартира (все нормы и так были соблюдены). То есть многодетные семьи получат жилплощадь либо больше, либо такую же. Если же такие семьи выбрали компенсацию, то выплаты для них будут на тех же условиях, что и для остальных, – по рыночной стоимости.
– Сколько многодетных семей получат новые квартиры во время реализации первого этапа?
– Новые квартиры получат пять многодетных семей.
Что будет с домами, признанными аварийными после 2017 года?
– Могут ли рассчитывать на переселение жители аварийных домов, признанных таковыми после 2017 года?
– Минстрой в ближайшее время должен дать нам предложения по расселению этих домов. По какому пути пойдут, пока сказать не могу. Возможно, введут льготную ипотеку для жителей или же будут предоставлять помещения по договору социального найма, то есть людей переселят в квартиры без оформления в собственность.
Предполагается, что будут разделены два понятия: «ветхие» и «аварийные». Ветхие не обязательно будут сноситься. За ними, вероятно, установят наблюдение.
Но это пока далеко идущие планы. Не исключено, что, когда действующая программа будет завершена, примут такую же для домов от 2017 года. Так было в прошлый раз, когда мы расселяли здания, признанные аварийными до 2012-го. В итоге люди все равно дождались своей очереди.
Можно ли привлечь деньги бизнеса?
– Участки, на которых расположены старые дома, могут быть интересны застройщикам. Почему в таком случае государственно-частное партнерство (ГЧП) в этой сфере не распространено в Воронеже?
– Механизм ГЧП используется при реализации проекта «Развитие застроенных территорий», но он не участвует в национальном проекте. Речь идет о случаях, когда на территорию с малоценными домами приходит инвестор. Он расселяет жителей, сносит дома, а на их месте строит новые. Примером может служить улица Ленинградская. Эта схема достаточно тяжелая. В первую очередь из-за взаимоотношений с людьми. Здесь действует рыночный принцип, с людьми надо договариваться, а иногда это очень сложно. Есть собственники, которые в принципе не хотят никуда переезжать из своих домов. В случае, когда дом аварийный, по Жилищному кодексу людей можно переселить принудительно через суд. Но в «Развитии застроенных территорий» могут участвовать не только аварийные дома.
Вторая проблема – износ коммуникаций. Застройщику необходимо вложить много средств в них. Сейчас эта проблема решается на федеральном уровне. Минстрой рассматривает вопрос, каким образом можно стимулировать застройщиков. Это может быть субсидирование части затрат на замену коммуникаций. Но пока конкретных решений нет.