В воронежском отделении Банка России назвали самые распространенные схемы, по которым сегодня действуют аферисты, выманивая деньги у доверчивых граждан на сайтах, в мобильных приложениях, посредством СМС-сообщений и звонков. Главная ошибка жертв финансовых мошенников – разглашение конфиденциальных данных о своем счете. РИА «Воронеж» вместе со специалистами рассказывает, как не стать жертвой злоумышленников.
Безопасный счет в Центробанке
Телефонные мошенники все чаще представляются сотрудниками Центрального банка, пытаясь таким образом добиться доверия жертвы. Как правило, они используют многоуровневые атаки: сначала человеку звонит якобы сотрудник МВД, говорит о том, что деньги на карте под угрозой и их нужно срочно перевести на «безопасный счет в Центробанке». Затем обеспокоенного человека соединяют якобы с сотрудником Центрального банка. Знакомое авторитетное наименование регулятора действует убедительно, а для большей правдоподобности жертве могут прислать фото документов – например, удостоверения сотрудника с логотипом и печатью Банка России.
– Банк России не работает напрямую с частными клиентами, инициативно не звонит и не рассылает документы, в Банке России не существует никакого «безопасного лицевого счета» физического лица, поэтому если вы слышите от звонящего что-то подобное, не продолжайте разговор, кладите трубку, – предупреждают в воронежском отделении Банка России.
Встречный кредит
Еще одна популярная уловка телефонных мошенников – требование оформить кредит. Здесь аферисты могут представиться сотрудником банка или Бюро кредитных историй и сообщить, что на имя человека неизвестный пытается оформить кредит. И чтобы его аннулировать, надо срочно оформить некий технический «встречный кредит». Мошенники стараются максимально запугать и запутать жертву, выступают в роли «помощников», которые якобы пытаются спасти человека, и пожилые люди часто доверяют этому. Напуганные угрозой оказаться в долговой яме, они выполняют все инструкции, оформляя настоящий кредит. Либо аферисты таким же обманом выпытывают данные для входа в онлайн-банк человека и оформляют кредит от его имени.
С 1 октября клиенты банков могут самостоятельно устанавливать запрет на дистанционные операции, например на онлайн-кредиты, либо ограничивать параметры онлайн-операций – максимальную сумму транзакции или лимит. Такая возможность предусмотрена указанием Банка России, которое зарегистрировал Минюст России. Эта мера актуальна для пожилых людей, поскольку они очень уязвимы перед уловками кибермошенников. Если установлен запрет на дистанционные операции, то аферистам не удастся оформить онлайн-кредит или похитить деньги, даже если они смогли получить доступ к онлайн-банкингу жертвы.
Также для предупреждения мошеннических операций с прошлого года Банк России рекомендовал банкам внедрить сервис «второй руки», когда человек может по договоренности с другим клиентом (как правило, близким родственником) одного и того же банка назначить его своим помощником, которому предоставлено право подтверждения операций, проводимых дистанционно.
Приложение для проверки телефона
Остаются популярными схемы со звонками якобы из службы безопасности банка с требованием срочно назвать конфиденциальные данные карты, чтобы «спасти» средства, звонки якобы из Пенсионного фонда или из налоговой с предложением получить положенные выплаты или какие-либо компенсации. Также пожилым людям могут звонить мошенники, которые представляются сотрудниками банка или сотовой компании и предлагают скачать приложение удаленного доступа, якобы для «проверки» телефона. Получив возможность управления устройством, аферисты списывают деньги со счета.
– Универсальный совет – не продолжать разговор, класть трубку. Также надо запомнить, что есть определенный набор конфиденциальных данных, который нельзя говорить никому, кем бы ни представлялся звонящий: личные данные, логин и пароль от онлайн-банка, PIN-код от мобильного банка и карты, трехзначный код с оборотной стороны карты и СМС-коды от банка. Если с вами связываются инициативно, говорят о деньгах, кладите трубку, не вступайте в разговор, не выполняйте никаких требований звонящих, сообщите близким о странном звонке и при необходимости самостоятельно перезвоните по официальному телефону в организацию, от имени которой якобы был звонок, чтобы проверить информацию, – напоминают в Банке России.
Фейковые ресурсы
В Сети кибермошенники также расставляют уловки для пожилых людей, и популярной остается схема с обманом на сайтах бесплатных объявлений. Аферисты запутывают своих жертв, используют стандартные приемы для обмана, пользуясь тем, что люди не глубоко погружены в нюансы новых технологий. Например, публикуют информацию о продаже товаров по выгодным ценам или отслеживают появление новых объявлений, выходят на связь, предлагают максимально заманчивые условия. Якобы для удобства они предлагают перевести диалог из официального чата на платформе бесплатных объявлений в один из мессенджеров. Воодушевленный возможностью быстрой сделки покупатель или продавец переходит, и тут мошенники могут действовать разными способами: просят назвать номер карты и секретные данные якобы для перевода денег, присылают ссылку на фишинговые сайты, замаскированные, например, под сервисы доставки. Вводя данные карты на фейковом ресурсе, жертва лишается денег.
Доход «300 процентов»
Еще одна уловка – втянуть человека в финансовую пирамиду. Как правило, нелегальные организации, которые нацелены на пожилых людей, называют себя «Кассами взаимопомощи», потребительскими обществами, потребительскими кооперативами, работают в форме ООО, предлагают вложения в фармацевтику, в фермерские хозяйства, просто в «накопительные вклады». Обещают высокие проценты, страховку и прочие золотые горы.
– Важно объяснить пожилым родственникам, что прежде чем доверить кому-то свои сбережения, надо проверить, есть ли у этой организации лицензия Банка России на осуществление деятельности. Это можно посмотреть на сайте Банка России или в мобильном приложении «ЦБ онлайн» (18+). Обязательно проверьте, не упоминается ли компания в предупредительном перечне организаций с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке. Он публикуется на сайте Банка России с лета прошлого года, – сказал заместитель управляющего воронежского отделения Банка России Сергей Гуркин.
Банк России проводит бесплатные онлайн-занятия по финансовой грамотности для людей предпенсионного и пенсионного возраста на сайте pensionfg.ru. Их цель – повышение уровня финансовой культуры пожилых людей. На занятиях участники осваивают современные онлайн-технологии, учатся безопасно и эффективно пользоваться банковскими услугами и противостоять финансовым мошенникам. Подключиться к урокам можно индивидуально из дома или группой – например, на базе Центров социального обслуживания населения.