Десятый юбилейный Большой фестиваль мультфильмов стартует в кинотеатре «Спартак» в четверг, 15 апреля. Он продлится четыре дня. Программу мультфорума представил его руководитель Дмитрий Шлепнев на пресс-конференции в кинотеатре «Спартак» в среду, 14 апреля.
Про живой формат
Сейчас фестиваль проходит «живьем» только в трех городах: Красноярске, Нижнем Новгороде и Воронеже. Об том, что увидят любители современной анимации в 2021 году, рассказал Дмитрий Шлепнев:
– На самом деле юбилейный БФМ в Воронеже должен был состояться в прошлом году, были запланированы даты, событие было в реестре Минкульта, но по понятным причинам все отменилось. Без мультфильмов зрителей оставлять не хотелось, поэтому в июле сделали онлайн-версию фестиваля для всей России. За этот год мы научились многому, в первую очередь существовать в онлайне, общаться со зрителями в Интернете. Поэтому самое главное отличие фестиваля 2021 года от предыдущих девяти – сочетание офлайн и онлайн показов на платформе multfest.online. Там можно будет увидеть три полнометражным мультфильма и три сборника мультфильмов за последние 10−15 лет. Показы пройдут по расписанию – для онлайн-проката тоже есть свои правила, связанные с предоставлением прав.
Дмитрий Шлепнев
Про программы
С момента своего появления фестиваль был зрительским. То есть программу составляли организаторы. Но в прошлом году многие мировые фестивали прошли онлайн, причем, с ограничением рамками конкретного государства.
– Мы не смогли увидеть, допустим, мультфильмы-участники немецких форумов. Поэтому приняли решение создать конкурс среди их создателей. Нам прислали около 1,5 тыс. работ. Программу БФМ составили около 190 из них. В Воронеже это шесть программ российских мультфильмов и пять – зарубежных, – объяснил Дмитрий Шлепнев.
Российская программа – это максимально репрезентативная выборка самых интересных работ за конец 2019 – 2020 год. Например, мультфильм «Хозяйка медной горы» Дмитрия Геллера, который он снял в школе-студии «Шар». Геллер – режиссер среднего поколения с очень своеобразными сценариями и картинкой. В профессиональном сообществе он считается одним из лидеров российской анимации. «Хозяйка» собрала, наверное, максимальное количество призов на российских фестивалях, возможное для короткометражной анимации. Последний – национальная премия кинокритиков и кинопрессы. До этого были гран-при Суздальского фестиваля, самого БФМ, «Золотой Орел». Лента номинирована на «Нику», и там у нее, по мнению руководителя анимационного форума, тоже очень хорошие шансы.
Воронежцы также увидят мультфильм «Уточка и кенгуру» Лизы Скворцовой. Зрителям она знакома по большому проекту «Колыбельные народов мира» – около 60 коротких 3-минутных мультфильмов, которые снимали разные режиссеры. Она переключилась с детской анимации на взрослую, ее новая работа сделана по мотивам стихотворения Эдварда Лира.
Что касается зарубежной программы, организаторы отобрали кино как именитых режиссеров, так и студентов, которые создали его в рамках образовательных курсов. Программы «Тоби и турбобас» и «Китопад» – это «очень крутая выборка иностранных авторов», которую можно посмотреть в «Спартаке».
Самым интересным для воронежского зрителя Дмитрий Шлепнев видит японский 3D-мультфильм «Люпен III: Фильм первый»:
– Воронеж всегда ассоциировался у меня со всероссийским фестивалем японской анимации. Сериал и манга о Люпене третьем – культовые в среде анимешников. Хоть он и создан в Японии, это больше европейское кино. Это приключенческое кино, почти Индиана Джонс. Другой полный метр – «Знаменитое вторжение медведей на Сицилию» по сказке Дино Буццати. Показать его на большом экране просили многие художники-аниматоры: картину отличает необычная графика.
Дмитрий Шлепнев напомнил, что сейчас идет подготовка следующего БФМ, который стартует в Москве осенью.
– Мы планируем уделить пристальное внимание сериальной анимации. Хочется зайти на новую территорию. В России и в мире снимается огромное количество сериалов, при этом есть проблемы, например, с повторяемостью сюжетов. Хочется рассмотреть опыт зарубежных коллег, узнать, как они обходят эти подводные камни, – рассказал Шлепнев.
Про сопутствующие мероприятия
Традиционных мастер-классов по разным техникам анимации в 2021 году в Воронеже не будет. После закрытия книжного клуба «Петровский» организаторы не смогли найти другую подходящую площадку. Зато анонсировали онлайн-лекцию Василия Чиркова о том, как создать мультипликационную студию у себя дома:
– Василий Чирков начинал с мастерских БФМ, а сейчас это уже состоявшийся режиссер. Онлайн-формат позволил нам выйти за рамки встреч с режиссерами. Хороший режиссер – не обязательно хороший оратор. Мы организовали онлайн-встречи и поговорили практически со всеми режиссерами, которые за 10−15 минут представили свои картины. Записи этих встреч можно найти на нашем youtube-канале. Поэтому если воронежцы хотят понять, например, почему создатель выбрал ту или иную тему и использовал конкретные приемы – ответы можно найти именно там. Но мы не уйдем в Интернет полностью. Есть ощущение, что все устали от онлайна. Многое хочется показать на большом экране. Получается более персональная история.
Традиционно часть мест на показах БФМ отправляют на благотворительность.
– Больше 130 билетов мы передали в приют «Покров» и центр по обучению детей с тяжелыми нарушениями речи, – рассказала PR-директор «Спартака» Елена Плеханова.
Справка РИА «Воронеж»
Большой фестиваль мультфильмов проводится с 2007 года. Идея создать зрительский фестиваль мультипликации родилась у журналиста и критика Дины Годер и директора по связям с общественностью «Кинотеатр.док» Виктора Федосеева после успешного старта проекта «Мультфильмы по выходным» в 2006 году. С самого начала фестиваль взял курс на некоммерческое, авторское кино, которое невозможно увидеть в прокате или на телевидении. Название «Большой фестиваль мультфильмов» связано с желанием его организаторов показать максимально широкий срез современной российской и зарубежной анимации. Взрослые и детские программы сейчас формируют журналист и кинокритик Дина Годер, и журналист и киновед Мария Терещенко. В Воронеж мультфорум впервые приехал в 2011 году. В 2020 году из-за пандемии коронавируса фестиваль проходил в онлайн-формате.