, Воронеж
  • 32016

Вредоносный горизонт. Как расследовали отравление воронежской семьи колодезной водой

Ответит ли кто-то за гибель женщины и ребенка и инвалидность двоих детей
Вредоносный горизонт. Как расследовали отравление воронежской семьи колодезной водой Вредоносный горизонт. Как расследовали отравление воронежской семьи колодезной водой
РИА Воронеж Текст — , фото — Михаил Кирьянов

В мае 2018 года в Воронеже водой из колодца отравилась многодетная семья – родители и трое их детей. По результатам анализов концентрация мышьяка в воде оказалась выше нормы в 135 раз. Младшая девочка, которой не исполнилось и года, и ее мать умерли через несколько дней после отравления. Инвалидами стали выжившие дети – школьница и ее сводный младший брат. Легче всех отделался отец семейства. Правоохранители заподозрили, что именно он подсыпал отраву в колодец.

О том, чем закончилось расследование и как живет семья после случившегося, – в материале РИА «Воронеж». Все имена изменены.

Что было

Семья Косиновых купила дом за пять лет до трагедии. Жилье скромное, без удобств. Чтобы облегчить супруге жизнь, Семен прокопал траншею от своего дома до колодца, который расположен через дорогу, и проложил трубу. Воду наливали в бочки. Колодец неглубокий – метра три-четыре. Раньше он был общим, но, с тех пор как почти в каждом доме появились собственные скважины, воду из него брали только Косиновы.

– Супруге и младшей дочке стало плохо 18 мая 2018 года. У них поднялась температура и открылась сильная рвота. Дочка была на искусственном вскармливании, смеси разбавляли водой, которую брали из колодца. Кипятили, конечно… Я вызвал «скорую», их увезли в больницу, – рассказывал тогда Семен.

Через четыре дня малышка умерла.

– На похороны жену отпустили из больницы. Мы вместе с ней все организовали. Она себя, конечно, плохо чувствовала, но была на своих ногах. А после того как все закончилось, ей резко стало плохо. Я снова вызвал «скорую» и до машины нес ее уже на руках, – делился мужчина.

По его предположению, супругу сломило горе: она просто не стала бороться за свою жизнь.

В больнице оказались еще двое детей Cемена. Сам он признавался, что находится в шоковом состоянии: мало того что на него обрушилась такая беда, еще приходилось отвечать на вопросы следователей и оправдываться:

– Подозревали, что это я в колодец подсыпал этого мышьяка... Взяли у меня соскобы из-под ногтей. Их удивляет, почему я меньше всех пострадал. Так ведь я и дома был меньше всех.

Соседи не верили в виновность многодетного отца. Одна из них вспомнила, что похожая история произошла с ее матерью в 1979 году, показала справку. Тогда от воды в колодце пострадали 20 человек.

– В воде из колодца  тоже нашли мышьяк. Никто не умер, правда. Мама месяца два провела в инфекционной больнице. Я эту справку следователям прокуратуры и Следственного комитета показывала, – сообщила соседка.

Как продвигалось расследование?

Поначалу в СУ СК по региону журналистам РИА «Воронеж» лишь туманно объяснили, что «следствие пока не закончено» и разглашать его тайны нельзя, поскольку «потерпевшей по данному делу являлась малолетняя». Согласились сообщить лишь, по какой статье возбудили уголовное дело: 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) – сначала по ч. 1 с максимальным наказанием 2 года лишения свободы, затем по ч. 3 (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам), где санкция – уже до 4 лет лишения свободы. Дела соединили в одно производство.

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

После очередного запроса в СК ответили, что «в связи с отсутствием в чьих-либо действиях состава преступления уголовное дело было прекращено 10 октября 2020 года».

В прокуратуре Воронежской области дали более подробный ответ. В частности, там сообщили, что колодец осушали несколько раз, а потом заново наполняли водой – мышьяк все равно в ней присутствовал. Пробы воды были взяты и в колодцах соседних домовладений – там «несоответствие гигиеническим требованиям не выявлены».

«Допрошенный Косинов пояснил, что конфликта с кем-либо у него не было, следы на траве, свидетельствующие о том, что к колодцу кто-либо подходил, отсутствовали. О том, что пить воду из этого колодца нельзя в связи с отравлением 1979 года, ему ничего известно не было».

В прокуратуре также объяснили «ухудшение качества подземных вод» со ссылкой на ТЦ «Воронежгеомониторинг» (филиал АО «Центральное ПГО» – одной из ведущих гидрогеологических компаний России).

«Из ответа компании следует, что населением широко используется верхнечетвертичный аллювиальный водоносный горизонт при помощи копаных колодцев. Горизонт характеризуется неблагоприятными условиями защищенности, что обусловлено небольшой глубиной залегания подземных вод и преимущественно песчаным составом зоны аэрации. Питание горизонта происходит за счет инфильтрации атмосферных осадков. Недостаточная естественная защищенность водоносного горизонта способствует ухудшению качества подземных вод в результате инфильтрации талых и дождевых вод азотосодержащими компонентами, содержание которых увеличивается в период паводков и многоводных лет».
Прокуратура Воронежской области

Итак, виновных в гибели женщины и ребенка, а также искалеченном здоровье двух детей, нет. Только недостаточно защищенный водоносный горизонт.

Что происходит теперь

Дверь калитки дома, где два с половиной года назад произошла трагедия, журналистам РИА «Воронеж» открыла новая жена Семена – Анна. Сам он оказался на работе. Женщина рассказала, чем закончилось расследование:

– Семена около месяца назад вызывали в Следственный комитет, сказали, что дело закрыли. Ему толком ничего не объяснили. Только то, что он не виноват.

Злополучный колодец забетонировали, а сверху положили металлическую палку, на которой висит амбарный замок.

– А пробы воды продолжают брать. Примерно раз в месяц специалисты приезжают. Только о результатах никому не говорят. Да и есть ли они, эти результаты?.. Из пяти «дырок» воду берут, что рядом с тем колодцем. Мышьяк, говорят, там сохраняется, – сообщила Анна.

По ее словам, после несчастья Семен сделал скважину во дворе дома, и они пользуются водой из нее:

– Она там чистая, без всяких примесей, потому что на глубине 22 м.

Анна рассказала, что выжившего мальчика «периодически забирают интернатные учреждения», а старшую девочку взяла к себе бабушка.

Анна. Фото – Михаил Кирьянов
Анна. Фото – Михаил Кирьянов

– Это неродная дочка Семену, не стал бы он с нею возиться, – пояснила бабушка девочки корреспонденту РИА «Воронеж». – У нее ножки отнялись после той истории, долгое время она была прикована к постели. Я целый год четыре раза в неделю возила ее в Воронеж на реабилитацию. С ней там занимались – массажем, гимнастикой и плаванием. Сначала на коляске возила, а потом она уже и на ножки смогла встать. Правда, с палочкой, но все же. Два раза в год девочка ложится в больницу, в неврологическое отделение. Состояние у нее, конечно, лучше, но до полного выздоровления еще далеко.

По словам бабушки, у ребенка сильно пострадала нервная система. Она часто падала в обморок, испортилось зрение.

–У нее инвалидность. Из школы за ней присылают машину, чтобы она ездила туда. А еще у нее бесплатное питание.

Фото – Михаил Кирьянов
Фото – Михаил Кирьянов

У женщины, которая пережила смерть дочери и внучки, несколько лет назад под колесами автомобиля погиб и сын. Безотцовщиной остался мальчик, который только собирался пойти в школу. Бабушка забрала внука к себе и тоже вырастила. Парень учится в техникуме. И, как говорят окружающие, «у него все хорошо».

По поводу того, считает ли женщина кого-то виноватым в смерти дочери, она говорит лишь: «Значит, судьба такая, а кого винить-то?».

Односельчане и соседи поделились соображениями о причинах беды двухлетней давности.

– Все дело в том поле, на котором вырыли колодец: здесь раньше сажали горох, трактористы пахали, удобряли аммиаком, – уверена соседка-пенсионерка. – Этот колодец очень мелкий, при талой воде туда что-то попадает.

Пенсионерка также вспомнила о давнем массовом отравлении сельчан:

– Тогда тоже половодье было большое, как и в 2018 году. С талой водой в низкий колодец и пробралась эта гадость. По больницам долго валялись. У них до сих пор последствия – печенка нарушена. И тоже в воде нашли мышьяк… Около магазина уровень воды еще ниже, но ведь там такого не было!

Фото – Михаил Кирьянов
Фото – Михаил Кирьянов

– У меня пожилой сосед живет на этой улице. Он рассказывал, что до войны на этом поле держали скотину. Может, и скотомогильники устраивали. Там трактора стояли, удобрения складывали в том месте. Когда семья Косиновых покупала дом, их никто не предупредил, что есть опасность. Да и забыли все – это ж так давно было, – поделилась с журналистами РИА «Воронеж» уборщица местной школы.

 Местные жители возмутились, что после отравления семьи Косиновых в окрестностях засыпали песком все уличные колодцы:

– Случись что у нас – свет отключат из-за пожара, допустим, – мы ж сгорим тут все! 

Фото – Михаил Кирьянов
Фото – Михаил Кирьянов

Пенсионерка, собеседница корреспондента РИА «Воронеж», уверена, что отрава копилась только в одном колодце:

– Из всех колодцев брали пробы – ничего не нашли, только в одном месте.

У руководителя территориального отдела развития микрорайонов Масловка и Никольское управы Левобережного района Натальи Суриной иное мнение:

 – Водоносный горизонт один. Раз мышьяк попал в этот колодец, значит, и в другие может.

Фото – Михаил Кирьянов
Фото – Михаил Кирьянов

Она подтвердила, что после трагедии все колодцы в окрестностях «законсервировали»:

– Сейчас оттуда воду брать невозможно. Вопрос закрыт.

Опасения жителей по поводу возможного пожара и отсутствия воды Наталья Сурина считает напрасными:

– Мы пережили 2010 год, и контроль за пожарной ситуацией в районе у нас колоссальный! В пожароопасный период происходит ежедневное патрулирование всеми уполномоченными службами, в том числе председателями ТОС.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: