В субботу, 22 июня, славяне праздновали летнее солнцестояние – Купалу. Этот праздник солнца и воды считался временем расцвета сил природы. Воронежцы отметили Купалу, выехав в лес неподалеку от Сомово.
- Урожай наших предков зависел от солнца и дождя. Именно солнечный цикл был заложен в основу древнего календаря земледельцев. Особенность Купалы кроется во времени его наступления: рубеж двух периодов солнечного цикла в течение года. В день празднования Купалы солнце достигало высшей активности: самый продолжительный день, самая короткая ночь. Именно после Купалы, как считал народ, солнце начинало «угасать», день шел на убыль. Дни летнего солнцестояния - неделя отдыха после посадки урожая. В это время роль человека в предстоящем урожае была мала: все зависело лишь от погоды. Поэтому люди стремились добиться ее благоприятствования, осуществляя святочные обряды, Изначально организаторы просили гостей приезжать в славянской одежде. Женщины должны были облачиться в традиционные платья или сарафаны, мужчины – в рубахи с белыми поясами. Женщин в штанах и мужчин с иностранными надписями на одежде обещали не пускать в обрядовый круг, - рассказал организатор празднования Гарик Хронов.
Утром празднующие радостно встречали восходящее солнце. Дождь так и не начался.
- Урожай наших предков зависел от солнца и дождя. Именно солнечный цикл был заложен в основу древнего календаря земледельцев. Особенность Купалы кроется во времени его наступления: рубеж двух периодов солнечного цикла в течение года. В день празднования Купалы солнце достигало высшей активности: самый продолжительный день, самая короткая ночь. Именно после Купалы, как считал народ, солнце начинало «угасать», день шел на убыль. Дни летнего солнцестояния - неделя отдыха после посадки урожая. В это время роль человека в предстоящем урожае была мала: все зависело лишь от погоды. Поэтому люди стремились добиться ее благоприятствования, осуществляя святочные обряды, Изначально организаторы просили гостей приезжать в славянской одежде. Женщины должны были облачиться в традиционные платья или сарафаны, мужчины – в рубахи с белыми поясами. Женщин в штанах и мужчин с иностранными надписями на одежде обещали не пускать в обрядовый круг, - рассказал организатор празднования Гарик Хронов.
Самый солнечный день в году поначалу выходил совсем не таким, как ожидали участники праздника. Светило пряталось за тучи – девушки в славянских сарафанах ежились от холода. Прогноз погоды гласил: будет дождь.
- Дождя не будет, - заявила девушка, представлявшаяся всем как ведунья Лада. – Мы на днях ездили на Ведугу тучи разгонять. Нашим узким, можно сказать, шаманским кругом управляли погодой.
- А солнце будет? – спросили мы.
- Не знаю, за солнце у нас отвечают мужчины. Если они его позовут – выглянет.
До начала праздника женщины и мужчины должны находиться отдельно. Мужчины готовят территорию к празднику, собирают хворост для костра. Женщины собирают травы и цветы, плетут венки, готовят обед.
Кроме того, у женщин есть обряд очищения водой. Около 20 девушек подняли подолы платьев до колен и зашли в прохладную воду Усманки. Мужчин из воды гнали – говорили, что им женская энергия ни к чему.
- Женщина связана с луной и водой. Мужчина – с огнем и солнцем. И женщины напитывались энергией, стоя в воде. Незамужние при этом просили детей. Парни набирались мужской силы возле костра, - объясняла ведунья Лада.
Метрах в 30 от поляны – мини-ярмарка. Под славянские мелодии, несущиеся из черной «Тойоты», молодой парень торговал иван-чаем, чабрецом и фигурками богов: Перуна, Хорса, Дажьбога. Тем временем парень в славянской рубахе, прихватив две бензопилы, повел мужчин готовить древесину для костра. Было холодно. Маленький мальчик кутался в жилетку с надписью «Monaco».
- Женщина связана с луной и водой. Мужчина – с огнем и солнцем. И женщины напитывались энергией, стоя в воде. Незамужние при этом просили детей. Парни набирались мужской силы возле костра, - объясняла ведунья Лада.
Метрах в 30 от поляны – мини-ярмарка. Под славянские мелодии, несущиеся из черной «Тойоты», молодой парень торговал иван-чаем, чабрецом и фигурками богов: Перуна, Хорса, Дажьбога. Тем временем парень в славянской рубахе, прихватив две бензопилы, повел мужчин готовить древесину для костра. Было холодно. Маленький мальчик кутался в жилетку с надписью «Monaco».
- Так звалась столица древнеславянских азартных игр? - спросил я.
Отец малыша улыбнулся и показал иностранную надпись на ремне брюк: "Мы просто отдохнуть приехали".
- Меня не смущают стилистические несовпадения, - заявил Хронов. - Мы занимаемся не реконструкцией, а воссозданием. Для меня это принципиально разные вещи. Реконструкция повторяет внешние аспекты отображаемого. Если реконструируешь носок III века, ты должен шить его костяным крючком и нить должна быть соответствующая. У нас же тут есть современные технологии – фонари и так далее. Мы хотим воссоздать саму атмосферу, дух праздника.
Несмотря на лояльное отношение сегодняшних славян к современным технологиям, обрядовый огонь добывался по-старинке. Мужчины соорудили установку для добывания огня. Между двумя горизонтально лежащими бревнами одно ставилось вертикально, и двое крепких мужчин веревками крутили вертикальное бревно в разные стороны, стремясь создать трение посильнее. В место соприкосновения бревен подкидывали бересту и держали наготове сено, чтобы успеть подхватить искру.
Несмотря на лояльное отношение сегодняшних славян к современным технологиям, обрядовый огонь добывался по-старинке. Мужчины соорудили установку для добывания огня. Между двумя горизонтально лежащими бревнами одно ставилось вертикально, и двое крепких мужчин веревками крутили вертикальное бревно в разные стороны, стремясь создать трение посильнее. В место соприкосновения бревен подкидывали бересту и держали наготове сено, чтобы успеть подхватить искру.
- Обрядовый огонь обязательно должен быть добыт тяжелым трудом – для нас это не механическое повторение, а осмысленно следование традициям, - объясняли парни.
- Давайте поможем добрым молодцам энергетически! - воскликнула одна из девушек.
Вокруг установки для добывания огня организовался хоровод.
«Гори-гори ясно, чтобы не погасло. Разгорайся царь-огонь, коловрат и посолонь!» - пели люди.
Береста занялась, к ней быстро поднесли сено. К горящему сену под ликование толпы подставили факел – добывание огня заняло у парней около 40 минут.
- В старину добрые молодцы должны были добывать огонь, чтобы доказать старшим, что они их достойны. Только что наши молодцы показали, что они достойны предков, - прокричал организатор празднования.
Он зажег костер при помощи факела. Через несколько минут в огонь полетел большой каравай – бескровная жертва огню. Взявшись за руки, участники праздника смотрели, как солнце заходит за горизонт и загадывали желания.
- Просите у предков что-то духовное – это самое важное, - предупреждала людей Лада.
Потом празднующих ждал купальский костер – пирамида из бревен и хвороста метров в пять в высоту. Люди водили хоровод вокруг костра, прыгали через огонь, плясали под бой барабанов и мелодии рожков, участвовали в играх. Одна из них называется "Селезень". Участники стоят в кругу, выбирают «селезня» – парня, он выбирает «уточку» – девушку. «Уточка» остается в кругу, «селезень» - за ним. Начинается игра. Все поют песню и идут по кругу, в это время «селезень» пытается догнать «уточку». Если догонит – сможет ее поцеловать.
- На самом деле для разных возрастов должны быть разные игры. Для незамужних – один круг, для семейных пар – второй, для детей – третий. Но людей, знающих обычаи и способных все это провести для празднующих, мало, - говорила Анна Калиниченко, один из организаторов празднования.
- Этим обычаям нужно и в обычной жизни соответствовать, - сказал ей один из участников хоровода.
- На самом деле для разных возрастов должны быть разные игры. Для незамужних – один круг, для семейных пар – второй, для детей – третий. Но людей, знающих обычаи и способных все это провести для празднующих, мало, - говорила Анна Калиниченко, один из организаторов празднования.
- Этим обычаям нужно и в обычной жизни соответствовать, - сказал ей один из участников хоровода.
- Я в этой одежде и в магазин за хлебом хожу, - ответила она, показав на свое славянское платье.
Некоторые пошли на реку, некоторые остались у костра петь песни.
На берегу реки празднующие запускали в воду венки и горящие свечки. Чем дольше свеча будет гореть – тем лучше.
- Значит, брак будет долгим и крепким, - радовалась молодая пара, горящая свеча которой скрылась за поворотом. У обоих на шее висели православные крестики.
- Мы хорошо относимся к христианам. Уж точно уважительней, чем они к нам. Мы приглашаем всех, чтобы посмотреть, как жили наши предки. Однажды на Радуницу к нам приехал китаец. Он сидел на пне и с огромным интересом смотрел на нас. Он справляет свои праздники – и это замечательно. А у нас он посмотрел на другую культуру, - рассказал Гарик Хронов.Утром празднующие радостно встречали восходящее солнце. Дождь так и не начался.
Кстати, у древних славян было несколько основных праздников, которые отмечаются именно 22-го числа. 22 декабря отмечали зимнее солнцестояние (Коляда), 22 сентября – осеннее равноденствие (Хорс, праздник урожая), 22 марта – весеннее равноденствие (масленица, раньше называвшаяся Комоедицей).
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter