Сегодня, 27 июля, воронежцы отметили День военно-морского флота и праздник воронежского моря. На набережной прошли массовые гуляния: бывшие моряки состязались в силе, дети складывали бумажные кораблики, водолазы опускались на дно в костюмах петровской эпохи.
Пока в свое первое плавание отправлялся корабль-музей «Гото Предестинация», на набережной собралось больше тысячи горожан, в том числе и моряков, служивших на Северном, Балтийском, Тихоокеанском и Черноморском флотах.
Среди современных тельняшек и фуражек выделялась фигура в пиратском костюме: черный камзол, петровская треуголка, медный пистоль за поясом. Пират, стоящий на парапете и возвышающийся над толпой, оказался девушкой.
– Я уже шесть лет участвую в Аниме-фестивале. Для одного из них я придумала и сшила этот костюм. На него ушло немного времени, неделя или две. Сейчас представился случай «выгулять» его снова, – рассказала корреспонденту РИА «Воронеж» пиратка Елена.
Неподалеку от пристани стоял стенд с судовым колоколом-рындой и картинами морских сражений.
– Пап, пап, а это с камеры снимок? Это по правде было? – спрашивает маленький сын отца, указывая на холст, где терпит бедствие судно «Ташкент». Под картиной подпись «В.В. Черкасов».
– Нет, это картина, но такие события были, – отвечает мужчина.
Автор картины обнаружился неподалеку от открытой сцены, у стола для армрестлинга, канатов и гирь. Старший матрос в отставке Вячеслав Черкасов оказался не только художником, но и спортсменом. В свои 76 он без труда много раз поднимает 30-килограмовую гирю и дает фору многим молодым морякам.
– Я вообще-то не гиревик, я штангист. Служил на Тихоокеанском флоте, в 1961 году выступал от ракетного крейсера «Варяг» в соревнованиях по жиму штанги. В Приморском крае занял второе место, а на Тихоокеанском флоте – первое. Но это в прошлом. Сейчас я так, дома занимаюсь, поддерживаю форму. Но моряк, он только тогда слабеет, когда в ящик падает, – говорит Вячеслав Черкасов. – А пишу для себя. Часто дарю свои картины. Около 40 из них находятся в Музее-диораме.
Пока на сцене соревновались силачи, воронежские водолазы погружались на дно водохранилища в спецкостюмах петровских времен. Водолазный шлем 1718 года создал русский крестьянин Ефим Никонов. Шлем напоминает перевернутое деревянное ведро. На водолазе его удерживали две авоськи с камнями, а воздух подавался через шланг-рукав, насосом. Это один из первых прототипов водолазного скафандра на земле.
Следом погружался водолаз в шлеме 1829 года, созданном русским механиком с немецкими корнями Карлом Гаузеном из медного котла. А третий шлем был спроектирован американскими учеными в 1920 году, но по конструкции мало чем отличается от шлема Никонова. Разве что напоминает не ведро, а короб.
– Погружение мы устроили ради шутки. «Гото Предестинация» создана Петром I, и мы подобрали оборудование той же эпохи. Эти шлемы – копии старинных образцов. О шлеме Никонова немного упоминаний. Есть мнение, что его использовали водолазы, когда разгружали затонувшую на Волге баржу с вином, - говорит директор воронежского водолазного клуба Виктор Израйлит. - Тогда водолазы вернули хозяевам не все вино, что достали со дна. Их руководитель получил от губернатора нагоняй. Упоминание об этом сохранилось до наших дней. В Воронеже есть водолазная школа. Ее руководитель собирает снаряжение разных времен. А оригинальные шлемы можно увидеть в музее водолазной школы.
– В никоновском шлеме работать очень легко. Спуститься в нем можно почти на любую глубину, насколько хватит шланга и человеческих сил. Сегодня мы спускались на глубину от 3 до 10 метров, – рассказал водолаз Денис.
Посмотрев выступления водолазов, гости праздника смогли поучиться делать кораблики-оригами, полюбоваться театрализованным представлением и даже взойти на палубу линкора-музея, которую ненадолго открыли для посетителей в финале торжества.