, Воронеж
  • 5536

Воронежцы на Купалу разгоняли тучи и водили хороводы

Гости праздника пели песни и знакомились с памятью предков.
Воронежцы на Купалу разгоняли тучи и водили хороводы Воронежцы на Купалу разгоняли тучи и водили хороводы
РИА Воронеж Текст — , фото — Роман Демьяненко

В субботу, 21 июня, в лесу в микрорайоне Сомово воронежцы отметили Купалу – день летнего солнцестояния. Славяне верили, что в купальскую ночь силы природы расцветают, проводили обряды и провожали солнце.

– Здесь очень хорошее место для обряда: свежий воздух, рядом река соединяется с землей, делает крутой изгиб, а когда мы разожжем огонь, то все четыре стихии будут в сборе, – рассказывает одна из организаторов праздника, Лада Ведунья.


Рядом с Ладой столик, уставленный резными фигурками, валянными из шерсти куклами и деревянными оберегами.

– Все это славянские языческие боги. Молот в руках держит Сварог. Он кузнец. По легенде, его молот высек искру, из которой зародилась жизнь. А с деревом – Род, отец всех богов. Но все они – воплощения Рода. Лада – покровительница любви, весны, пахоты. Ее дочь – юная Леля, а мать – Мокошь. Мокошь отвечает за плодородие, семью. А это – богиня смерти Морана, – Лада указывает на фигурку мрачной женщины, держащей в левой руке череп, а в правой серп. – Не только смерти, но и рождения.

Фото: Роман Демьяненко

Участники праздника расположились на лесной опушке. Здесь разбили палатки, поставили автомобили. Здесь собрались мужчины с окладистыми бородами, босые, в славянских рубахах, подпоясанных кушаками, похожие одновременно на героев сказок и на толстовцев. Рядом женщины в сарафанах и поневах, девушки в длинных платьях и венках. И тут же парни в камуфляже с топориками за поясом, женщины в современных юбках и кофтах, мужчины в футболках и джинсах. Кто-то играл на музыкальных инструментах, другие включали народные мотивы на автомагнитолах.

– Тут нет строгого разделения. Все мы люди русские, каждый ведет себя так, как душа просит. Руководствоваться какими-то железными правилами – это глупо. Человек по-разному может на обряды смотреть. Думать, мол, чего это они тут делают? Или тянуться к традициям своих предков, – объясняет мужчина, представившийся Данибором. – Границ никаких не нужно ставить. Есть те, кто говорит: если человек почитает предков, он должен одеваться только в льняное или не есть картошки и бананов, ведь они не исконные. Я считаю, пусть каждый решает сам для себя. Не надо никому ничего навязывать.

Фото: Роман Демьяненко

На пригорке почитатели славянских традиций соорудили капище. Окопанный круг, через небольшой ров перекинут бревенчатый мостик. По обе его стороны сложены костры. Напротив мостика – высеченный из дерева Чур, символизирующий обоготворенного предка. Вокруг Чура – горящие факелы. Голову изваяния девушки украсили огромным венком из цветов и трав.

– Место здесь наговоренное, абы кому ступать не следует, – говорит одна из девушек, Александра. – Разве что через мостик, и с левой ноги. Того требует обряд.

Весь день солнцестояния моросит дождь. Светило, в честь которого собрались люди, не спешит выглянуть из-за туч. На помощь приходят участницы фольклорного ансамбля «Семеюшка». Они собирают промокших гостей Купалы в хоровод. Сначала это простой хоровод, какие водят дети вокруг новогодней елки. Потом артисты вводят особый шаг, элементы кадрили, играют с народом. Скоро гости праздника забывают о дожде, да и дождь к вечеру прекращается. На импровизированной сцене – бетонной площадке – выступают фольклорный коллектив «Семеюшка» и вокальный ансамбль «Зори России» с народными песнями и частушками.

Фото: Роман Демьяненко

На концерте «Семеюшка» исполняет шуточную песню о лошади. Среди зрителей ходит группа детей, изображающая лошадь, а с ними – бородатый мужчина, переодетый в цыганку. «Цыганка» собирает средства на пропитание «лошади» в корзинку. Как рассказали участницы ансамблей, деньги пойдут в поддержку жителей юго-восточных районов Украины, вынужденных временно покинуть места постоянно проживания.

А когда наступает ночь, разжигают два костра: один в центре круга-капища, другой поодаль.

У костра на капище люди славят огонь и солнце. Второй костер сложен вокруг длинного шеста. На шесте висит деревянное колесо, символизирующее солнце. Когда костер разгорится, «солнце» должно запылать. В конце горящее солнце спустили в реку, изображая закат. Здесь поют и пляшут.

Фото: Роман Демьяненко

– У праздника Купалы есть две части. Одна из них – спектакль, веселый ярмарочный балаган, – объясняет организатор праздника Гарик Хронов. – Другая, более спокойная, – для тех, кто верит в то, во что верили наши предки. Но праздник состоит не только из костра. Он тут и там. Мы не составляем аутентичную реконструкцию. Мы через праздник хотим познакомить всех с живой энергией природы и памятью предков.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: