Получившие по 8,5 лет тюрьмы предприниматели Полухины могли согласиться на условные сроки весной 2015 года. Однако они отказались признавать свою вину, рассказала журналисту РИА «Воронеж» Евгения Полухина за день до вынесения строго приговора. Владельцы кафе «Очаг» знали, что их ждет обвинительный приговор, и пришли 7 июля в зал суда с вещами. Но сроки, которые оказались на два года больше, чем просило обвинение, стали настоящим шоком. Суд признал предпринимателей виновными в 10 эпизодах сбыта, покушении на сбыт и приготовлении к сбыту наркотиков. Родные Полухиных посчитали, что они получили так много, так как слишком активно боролись в суде.

Несговорчивые подсудимые

Судья Татьяна Лебедева оглашала приговор Полухиным два дня. После публикаций в СМИ, в которых предприниматели заявляли о своей невиновности, зал заполнили журналисты.

– Сегодня будет много камер – настоящая «Петровка 38». Ты рубашку погладил? – подшучивал над коллегой пристав на входе в здание суда.

К оглашению резолютивной части в зале были корреспонденты всех федеральных каналов и воронежских СМИ. До этого суд над Полухиными шел достаточно тихо. Журналисты заинтересовались делом к приговору после нескольких публикаций в СМИ, в которых предприниматели активно защищались, ссылаясь на обвинительный уклон правосудия. 

Маковое дело-приг_20.JPG

За три года судебных слушаний Полухины стали притчей во языцех в Левобережном райсуде и в других судах Воронежа. Об их «безобразном поведении» в процессе давно ходили легенды среди судей и прокуроров. Судебный процесс превратился в противостояние между подсудимыми и прокурором и судьей с переходом на личности, что подтверждают аудиозаписи. Полухины обжаловали отказы судьи по поводу своих ходатайств, написали с десяток жалоб, открыто ругались с прокурором и судьей на заседаниях.

– Весной 2015 года были переговоры – за признание вины мы могли получить условные сроки. А так говорили чуть ли не о семи годах колонии для нас. Но признаваться нам не в чем, поэтому отказались от такого варианта и решили бороться до конца, – рассказала Женя Полухина незадолго до приговора.

Дочь_2.JPG

По данным судебной статистики, ежегодно российские суды, в том числе мировые, осуждают порядка 1,2 млн человек. Из них 90% людей признают свою вину. Судебная система приветствует такое решение. Когда речь не идет о тяжких преступлениях, дела рассматривают в особом порядке – без исследования доказательств. То есть судам в таких ситуациях не надо подвергать оценке судебное следствие и сомнений в виновности подсудимых, которые признали вину, быть не может. Когда же суды сталкиваются с упрямыми и нередко скандальными подсудимыми, как Полухины, процессы и приговоры получаются громкими.

На грани помешательства

Перед началом оглашения приговора предприниматели раздавали интервью телеканалам. Женя, ее мама Мария Васильевна и тетя Нина Чурсина рассказывали на камеры, как их стали преследовать после отказа платить «за крышу», и почему их дело «шито белыми нитками».

Маковое дело-приг_23.JPG

Мария Полухина пояснила, что наркотиков из пищевого мака, который не бывает без примесей соломки и опия, так и не предъявили. Она объяснила уголовное преследование тем, что их хотят разорить и забрать землю, где находится «Очаг». Евгения рассказала журналистам, как она во время следствия оказалась в СИЗО из-за якобы давления на свидетеля, которого потом не было в суде. По словам девушки, она оказалась под арестом за то, что пыталась записать слова следователя. Отсидела год в СИЗО и вышла под залог в 2 млн рублей. Но потом в изолятор попал отец, полковник в отставке Александр Полухин.

Когда конвой привел в клетку Александра Полухина, он стал делать «заявления для прессы». Тут же в зал зашла судья Татьяна Лебедева и сразу начала читать приговор.

Маковое дело-приг_05.JPG

– Вы не в состоянии провозгласить приговор?! У вас что - сил нет? Вы можете громче? – закричал Полухин.

Судья реплики Полухина проигнорировала.

– Ну, раз вы меня не слышите, я вас тоже. Уважаемая пресса, в данном судебном заседании происходит беспредел, – заявил Полухин.

Маковое дело-приг_10.JPG

На фоне негромкого чтения судьи Полухин продолжал рассказывать СМИ о сфабрикованном деле «в угоду заказчикам», называя различные имена. Обличал судей и сотрудников наркоконтроля, ссылаясь на месть. Потом стал зачитывать цитаты из Библии про грех и мерзость, обращаясь к судье и прокурору.

Маковое дело-приг_14.JPG

Обычно судьи удаляют громких подсудимых из зала. Но Татьяна Лебедева игнорировала выступления Полухина и его перепалки с гособвинителем Николаем Смагиным. Жена и дочь пытались его успокоить, но безуспешно. Мария Полухина обхватила руками голову и заплакала.

Маковое дело-приг_21.JPG

За два дня оглашения приговора Александру Полухину, которого близкие и сотрудники «Очага», пришедшие поддержать полковника и его семью, называют просто Петровичем, "скорую помощь"вызывали трижды. У предпринимателя заболевание сердца, в СИЗО ему установили вторую группу инвалидности.

Маковое дело-приг_29.JPG

– После изучения протокола судебного заседания я буду писать жалобу на некорректное поведение гособвинителя, который провоцировал Полухина на такое поведение. Человек уверен в своей невиновности и 15 месяцев провел в СИЗО. Полухин в отчаянии, по нему видно, что он на грани помешательства, – отметил в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж» Владимир Моргунов, адвокат Александра Полухина.

Адвокат_2.JPG

Гособвинитель Николай Смагин пояснил после оглашения приговора, что зафиксировал оскорбления и будет подавать рапорт о поведении подсудимого. Все это может грозить предпринимателю новым уголовным делом.

Прокурор.JPG

Александр Полухин позволял себе реплики и выступления на протяжении всего оглашения приговора. За час до того, как стали известны сроки, полковника удалили из суда. Татьяна Лебедева сделала ему замечание. Полухин замолчал. Конвойный подошел к гособвинителю. Тот что-то ему сказал. Подсудимого начали выволакивать из клетки. Мертвенно-бледный Полухин не шел, упирался ногами. Но конвоиры волокли его, а в коридоре взяли на руки и стали спускать по лестнице на руках.

Больше, чем за убийства

На второй день чтения приговора Полухины были на пределе. Все три женщины, которые до этого сдерживали эмоции, плакали. Они пришли в зал с большими черными сумками с вещами, в одежде, удобной для ареста.

То, что приговор будет обвинительным, не было сомнений уже после 20 минут его оглашения.

Маковое дело-приг_22.JPG

– Несмотря на отрицание вины подсудимыми, их вина полностью подтверждается доказательствами, исследованными на следствии и в суде, – зачитала Татьяна Лебедева.

Судья все два дня читала приговор стоя, делая лишь перерывы на обед и небольшие перерывы, чтобы отдохнули ее голосовые связки. К концу второго дня было видно, что Лебедева очень устала, читать ей было все труднее. К тому времени почти весь зал, не выдержав столько времени не ногах, сидел. Судья замечаний не делала. Лишь в самом начале одернула защитников, которые было присели.

– Вы что сидите-то? – сказала Татьяна Лебедева, глядя в их сторону. – Те, кто по состоянию здоровья не может, пусть сидит. Всем остальным встать.

  Судья отдельно зачитывала эпизоды каждого из четырех подсудимых. В основном речь шла про проверочные закупки мака, где следствие опиралось на показания агентов и оперативников. Речь шла о том, как Полухины фасовали мак с примесями соломки и опия в пакеты по 500-800 грамм. После чего продавали их. Помимо показаний, в качестве доказательств были представлены записанные телефонные разговоры Полухиных. Кроме того, суд перечислил показания наркоманов, которые после покупки мака несли его в припаркованную неподалеку машину и отдавали наркополицейским. Эти эпизоды суд квалифицировал как сбыт наркотиков. Найденные при обыске в гаражах 4,8 тонн пищевого мака с примесью маковой соломки суд квалифицировал как приготовление к сбыту. К слову, Николай Смагин пояснил в своем комментарии, что поставщиков мака в Воронежскую область так и не нашли. Хотя сами Полухины везде заявляли, что покупали пищевой мак на выпечку и под реализацию у ООО «Хлебоград».

В итоге суд признал виновными Полухиных и Нину Чурсину в десяти преступных эпизодах на четверых. Они были квалифицированы как три случая сбыта мака наркозависимым. Шестью эпизодами покушения на сбыт стали проверочные закупки агентов ФСКН. Приготовлением к сбыту назвали хранение 4,8 тонн пищевого мака с примесью маковой соломки.

Женя Полухина до последнего надеялась, что ее маму и тетю оставят на свободе.

Дочь_1.JPG

 

– Я физически сильная, много лет занимаюсь гимнастикой. Год в СИЗО меня закалил морально. Суды дают всегда на год-два меньше, чем просит прокуратура. Даже если получу четыре-пять лет, год пойдет в срок, отсижу полтора-два, и можно будет уже надеяться на условно-досрочное освобождение. Папа, хоть у него и проблемы с сердцем, тоже крепкий. Он выдержит. Но мама и тетя Нина - боюсь, что нет. Их нельзя в колонию, просто по состоянию здоровья, – рассуждала Женя. – А у меня только личная жизнь стала налаживаться. Появился любимый человек, обещает бороться за меня.

Когда судья начала зачитывать приговоры Евгении, ее матери и тете – определить в наказание по 8,5 лет колонии строгого режима каждой, в зал зашли женщины-конвойные. Сами подсудимые, плакавшие до этого, словно окаменели. Таких больших сроков не ожидал никто, но слез уже не было. После в коридоре журналисты перешептывались, что за убийства женщинам райсуды дают по 5-7 лет, а тут ни разу не судимым людям «отмерили» сразу по столько.

Мария Полухина и Нина Чурсина с каменными лицами протянули конвою руки для наручников. Женя поцеловала любимого мужчину в щеку и тоже протянула руки женщине в форме. Среди щелчков вспышек и фотокамер раздался щелчок наручников. Осужденных повели из суда. Последним сначала из клетки, а потом из зала выводили Александра Полухина. К резолютивной части приговора его вернули, но предприниматель, казалось, совсем не слушал, какие кому сроки. Когда суд отправил его на 8 лет 4 месяца в колонию строгого режима, Полухин никак не отреагировал. Но позже, словно очнувшись ото сна, продолжил свою тираду. 

Маковое дело-приг_30.JPG

– Мы намерены обжаловать данный приговор и довести до логического завершения, виновных наказать, – заявил предприниматель и успел выкрикнуть прокурору, что он «закончит в Нижнем Тагиле».

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».