Воронежский психолог Светлана Голубева уверена, что в ЧП с отравлением семиклассницы из-за претензий учительницы денежный вопрос вторичен. Конфликт, чуть не стоивший ребенку жизни, видится специалисту намного глубже, чем проблема во взаимоотношениях школьницы и учительницы. Ребенку не под силу справиться с конфликтом со взрослым, его должен был решить другой взрослый, уверена гештальт-терапевт.
По просьбе журналиста РИА «Воронеж» тренер Московского Гештальт-института Светлана Голубева проанализировала инцидент с попыткой суицида 13-летней девочки и рассказала о проблемах российских школ с позиции психолога. Проблемах, возникающих из-за нарушения функций и границ, которые допускают и учителя, и родители. Жертвами же становятся дети, не умеющие в силу возраста себя защитить.
- Светлана, почему, на ваш взгляд, девочка решилась на суицид? Почему она не увидела иного выхода из конфликта с учительницей?
- В подобных ситуациях проблема всегда комплексная. Решение школьницы уйти из жизни не могло быть основано только на претензиях учителя по поводу несдачи денег на ремонт. Деньги обычно всегда вторичны. Люди принимают решение уйти из жизни из-за отчаяния, они не видят выхода и хотят исчезнуть. Дети же, как правило, переносят свою семейную ситуацию во вне. Зачастую те, у кого дома все хорошо, не имеют проблем и в школе. Поэтому школьные конфликты – лишь продолжение семейных отношений.
У подростков подвижная психика, гормональная перестройка, их бросает из крайности в крайность. Именно поэтому дети такого возраста наиболее подвержены суицидам, они видят единственный для себя путь – совершить самоубийство. В конкретной ситуации с воронежской школьницей конфликт с учительницей стал пусковым механизмом.
- Мать знала о конфликте с учителем, она перевела дочь в другой класс в ноябре. Однако бывшая классная руководительница продолжала вести у ребенка предмет, тем более она завуч в школе. Что могла сделать мать, чтобы предотвратить попытку суицида?
- Налицо небольшой интерес матери к ситуации, когда ребенок не хочет учиться. Она должна была разобраться, что дочь не устраивает в школе. Почему она прогуливает не только занятия конкретного учителя, но и других учителей.
При этом на девочку явно переложили решение проблемы со взрослым человеком, с которой справиться ей было не под силу. Тем более, если речь шла о деньгах. Дети должны решать проблемы с детьми, проблемы со взрослыми должны решать взрослые. В данной ситуации мама должна была интересоваться тем, что происходит у ребенка в школе, выяснить, почему дочь прогуливает. А то, что она писала записки в школу о плохом самочувствии девочки, чтобы оправдать прогулы, похоже не отмахивание от проблемы.
- Мама воспитывает двух детей одна. Может быть, у нее просто не хватает времени на них из-за необходимости зарабатывать?
- В наше время большинство людей отдает много времени работе. Родители не имеет возможности уделять много внимания детям, некоторые мало их видят. Но тут важно не количество, проведенного вместе времени с ребенком, а его качество. Важно, чтобы ребенок знал, что в семье его любят, понимают.
- А если посмотреть на ситуацию с позиции учительницы? Она отрицает версию с деньгами и говорит, что ругала школьницу за прогулы и неуспеваемость, думая о ее благе.
- Учителя не может не раздражать то, что ученик игнорирует его предмет. Он вкладывается, а его не хотят слышать, поэтому возникает чувство бессилия. Учитель начинает давить на ребенка, когда сам чувствует себя подавленным. Учителя часто не дают себе отчета в том, что перед ним чужой человек. И он не имеет право управлять им, на это есть право только у родителей ребенка. Задача учителя – заинтересовать ученика своим предметом, сделать так, чтобы он знал его и понимал. Неправильно, когда учитель берет на себя карательные или материнские функции.
- Для российских школ – это вполне обычное явление, когда учителя считают себя вправе давить на ребенка, налаживать с ним отношения больше, чем «ученик – учитель». Даже бытует такое мнение, что учительница должна быть «второй мамой».
- Функция школы – учить ребенка, его не должны там любить. Для обучения ребенка с ним достаточно наладить теплое сотрудничество. Это для учебной практики гораздо более эффективно, чем выстраивать суррогат семейных отношений. Любить его должны дома. У нас же нередко границы между задачами семьи и школы размываются. Учителя хотят, чтобы их любили. Или же воспринимают ребенка не как человека с интересами и внутренним миром, а видят как объект, который что-то им должен и при этом не должен ничего хотеть.
В ситуации с воронежской школьницей у каждого были свои границы ответственности, которые оказались нарушены. Мама не должна учить уроки за девочку и не должна была поддерживать ее прогулы, она в этой ситуации должна была разобраться, почему они происходят. Должна была решить проблему. Учительница тоже не должна учить уроки за ребенка, как и не должна давлением на ребенка поддерживать ненависть к себе и своему предмету, ее задача – заинтересовать школьника ходить на уроки, получать знания. Задача девочки – ходить в школу и учиться. В отличие от взрослых ребенок не может удержать границы своей ответственности. Эту территорию охранять просто некому, поэтому границы ребенка могут нарушать все, кому не лень. Границы девочки нарушили, требовали с нее решение непосильных денежных вопросов, что и могло привести к «расщеплению» личности и толкнуть на самоубийство.