Коллегия Воронежского облсуда утвердила приговор бывшему главе управления автодорог региона Александру Трубникову в пятницу, 18 марта. Экс-чиновник получил 7,5 лет колонии строгого режима за взятки в особо крупном размере и штраф в 150 млн рублей. Трубникова взяли под стражу в зале суда.

Александра Трубникова взяли под стражу в зале суда

В последнем слове перед приговором Александр Трубников назвал обвинения «необоснованными».

– Когда я девять месяцев сидел в «Матросской тишине» (СИЗО в Москве – РИА «Воронеж»), все допросы велись по одной схеме, – рассказал экс-чиновник. – Меня просили признать вину. Я говорю: "Скажите, в чем вы меня обвиняете, в чем моя вина?". В ответ – тишина. Потом я заболел, и меня повезли в какую-то московскую больницу на обследование. Там выяснилось, что у меня рак прямой кишки, но он был в начальной стадии. Врачи сказали, что я вовремя обратился, врачи сказали, что сделаем операцию - вылечитесь. Когда вернулся, органы следствия стали вести со мной торговлю – в обмен на возможность лечиться просили признаться.

Александр Трубников в суде
Фото — Роман Демьяненко

По словам Трубникова, из СИЗО его освободили «под давлением адвокатов». К моменту возвращения экс-чиновника в Воронеж болезнь «развивалась очень бурно».

– Ценой собственного здоровья я пытался доказать собственную правоту. Теперь, я думаю, правильно ли я все сделал. У меня есть внуки, пусть они знают правду. Состояние мое ухудшается, но я надеюсь на докторов и на вас, судьи, что вы найдете правильное решение, – резюмировал Трубников.

Коллегия судей удалилась в совещательную комнату. Вернувшись, судьи огласили решение – утвердить приговор Ленинского райсуда. Александра Трубникова взяли под стражу. Его этапируют в воронежский СИЗО №3.

Облсуд отклонил жалобу представителей супруги Александра Трубникова, которые требовали снять арест со 134 млн рублей, найденных в ходе обыска в доме чиновника.

Контекст

Ленинский райсуд приговорил Александра Трубникова к 7,5 годам строгого режима за получение взяток в особо крупном размере, из-за тяжелой болезни оставив его на свободе до вступления приговора в силу. Суд также взыскал 134 млн рублей, найденных в тазиках и пакетах в доме у чиновника, в счет штрафа в 150 млн рублей.

Судья Марина Галаган описала, как Александр Трубников жестко контролировал всех подрядчиков, обслуживающих дороги региона. По ее словам, ему боялись отказать в просьбах, опасаясь остаться без госконтрактов, а значит, и бизнеса. Многие из них стали основными свидетелями по делу, рассказав о вымогательствах.

Вину Трубников не признал. На каждый из трех преступных эпизодов у экс-главы управления дорог нашлась своя версия. Экс-чиновник рассказал историю о благородстве, поддержке дорожной организации и долге, а не взятке.

Изначально о коррупции в управлении дорог заявил директор ОАО «Воронежавтодор» Борис Смирнов. Компания содержала в 2013 году несколько тысяч километров дорог с 17 представительствами в районах и 1 тыс. сотрудников. За работу с компанией расплачивался генподрядчик, однако ее качество оценивал лично Александр Трубников. У чиновника были все инструменты влиять на оплату госконтракта, чем он и воспользовался. В апреле 2013 года Александр Трубников сказал коммерческому директору, что за поддержку ему нужно платить по 5% с денег, полученных по госконтрактам. Когда по распоряжению Трубникова на счет «Воронежавтодора» перечислили 28 млн рублей, глава управления дорог потребовал с Бориса Смирнова 5% от суммы. Как установил суд, 14 мая Борис Смирнов передал Александру Трубникову 1 млн рублей в его служебном кабинете. Еще 400 тыс. рублей он донес чиновнику 16 мая. После этого дорожник распорядился в бухгалтерии перечислить на счет «Воронежавтодора» 25 млн рублей – «не предусмотренный контрактом аванс». Плату в 5% с него Смирнов принес чиновнику утром 29 мая незадолго до совещания. После передачи 1,25 млн рублей Александра Трубникова задержали силовики. Общая сумма по первому эпизоду взятки в особо крупном размере составила 2,65 млн рублей. Во втором преступном эпизоде речь шла о траншеекопателе. Его работу для семейной ПМК «Хлевенская» Александра Трубникова оплачивал «Воронежавтодора». Чиновник попросил Смирнова помочь проложить траншею под газопровод на объекте в Новохоперском районе. Тот арендовал траншеекопатель один раз, а потом он потребовался в Эртильском, Семилукском, Панинском районах, где работалс 2011 по октябрь 2012 года. Труд машиниста оплачивали наличными средствами директора «Воронежавтодора», отдав в общей сложности 833 тыс. рублей. Точно так же Трубников попросил оплатить экскаватор за 300 тыс. рублей. Разговор о плате за технику для нужд чужой организации шел в мае 2013 года при передаче части отката с госконтракта. Договоренность квалифицировали как третий эпизод – покушение на взятку.

За три доказанных эпизода крупных взяток ему грозило от 12 до 20 лет тюрьмы. Однако суд, учитывая заслуги Трубникова, его возраст и состояние здоровья, определил ему наказание ниже низшего предела.

Вслед за задержанием главного дорожника области не меньше шума наделала история с деньгами «в мешках и тазиках». Она появилась после обыска, который оперативники провели в доме родственников Александра Трубникова в селе Хлевное Липецкой области в мае 2013 года Адвокаты Трубникова заявляли, что деньги не фигурируют в уголовном деле как вещественное доказательство. Однако следствие наложило на «деньги из мешков» арест – распоряжаться ими как Трубников, так и его родные не могли. Уже в суде Александр Трубников заявил, что заработал эти деньги еще в 90-х «на торговле металлоломом», и деньги принадлежат в том числе его родственникам. В суде супруга Трубникова требовала вернуть половину семейных накоплений, ссылаясь на развод с ним.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».