, Воронеж
  • 9807

Воронежский краевед Павел Попов: «Дом Сергея Мосина сохранился до наших дней»

Исследователь отыскал его по старинным описям имения Тулиновых.
Воронежский краевед Павел Попов: «Дом Сергея Мосина сохранился до наших дней» Воронежский краевед Павел Попов: «Дом Сергея Мосина сохранился до наших дней»
РИА Воронеж Текст — , фото — Анна Игнатова

Воронежский краевед Павел Попов нашел в Рамони дом, в котором родился знаменитый изобретатель трехлинейной винтовки Сергей Мосин. Исследователю удалось собрать доказательства того, что в двухэтажном здании на территории дворца Ольденбургских мог жить управляющий имением Тулиновых Иван Мосин, отец известного оружейника. 

В интервью РИА «Воронеж» Павел Попов рассказал о том, как ему удалось идентифицировать усадьбу Тулиновых, постройки которой считались полностью уничтоженными.

С точностью до аршина

– Павел Александрович, почему это открытие никто не сделал раньше?

– Полагаю, из-за исторической ошибки. Как известно, дворянскому роду Тулиновых принадлежала усадьба, которая позже перешла во владения царской семьи и была подарена Ольденбургским. Считалось, что знаменитый замок был построен как раз на месте снесенного дома Тулиновых и что дом, где прошло детство Сергея Мосина, тоже был разрушен. На самом деле обе постройки прекрасно сохранились до наших дней: лишь в прошлом году из них расселили жильцов. Эти здания - № 19А и 15А по улице Мосина - до недавних пор считались хозяйственными постройками дворца Ольденбургских.

– А почему вы уверены, что именно это – постройки Тулиновых?

– В воронежских государственных архивах есть этому документальное подтверждение. Существует подробнейшая опись имения за 1854 год. Она была составлена сразу после смерти Николая Тулинова – предводителя губернского дворянства. Умер он в возрасте 44 лет, 4 октября 1854 года. Именно тогда наследники составили детальную опись его имущества. И первым в ней значится барский дом: «Господский дом каменный, снаружи и внутри оштукатурен, длиною 30 аршин, шириною 15 аршин, вышина 6 аршин…».

– Я взял рулетку, отправился в Рамонь, нашел каменные корпуса рядом с дворцом по улице Мосина, 19А и измерил их. Южный корпус, примыкающий ко дворцу, – это и есть «исчезнувший» дом Тулиновых. Архивные замеры полностью совпали с современными размерами дома – 21,5*11 м,
Павел Попов, воронежский краевед.

В той же описи фигурирует и дом управляющего: это «двухэтажный дом каменный, покрыт железом, под окраской, длиною 33 ? аршин и шириною 15 аршин». В верхнем этаже – четыре комнаты, внизу – «8 небольших комнат». Указано, что в доме «помещаются дворовые люди», но здесь явно находилась прислуга не самого низкого ранга. Скорее всего, управляющий имением жил в верхнем этаже, отапливаемом голландскими печами, а нижний этаж занимали люди, прислуживавшие и ему, и господам. Это предположение подтверждается и описанием обстановки. Например, на втором этаже росла целая оранжерея экзотических растений: «лимонных дерев 37, померанцовое – 1, алеандр – 12, инжиру – 5, лавровых - 2, плющу – 8, китайских розанов - 5…». Некоторые названия растений нам и вовсе незнакомы: питиспормус, безыменка, дракония, ципцифлер, американская крапиана. Такую роскошь могло позволить себе лишь лицо, приближенное к господам.

– Похоже, опись имения Тулиновых – богатейший источник информации о быте тех времен.

– Да, в ней указан каждый элемент обстановки: ломберные столы красного дерева, «стол яшновый под лак с полками», «кресло ореховое, обитое сафьяном», «футляр для часов бронзовый». Перечислены даже напитки, оставшиеся после смерти хозяина, и среди них такие, как «сом прекрасный – 2 бутылки, макон – 2, сотерл простой – 1, херес простой – 1», шабли, шампанское, венгерское и множество наливок:  смородиновая, барбарисовая, имбирная, костяничная.

Из солдат - в дворяне

– Почему господский дом – одноэтажный, а здание, где жил управляющий – двухэтажное, с виду более солидное?

– Возможно, потому, что управляющий жил в имении постоянно, а для Тулиновых, которые большую часть времени проводили в городе, это был дачный, охотничий дом. Постоянно они жили в Воронеже, в доме на улице Войцеховского, где сейчас размещается один из корпусов онкодиспансера. Но для Рамони этот скромный по теперешним меркам одноэтажный дом стал первым культурным центром. У Тулиновых была богатая библиотека, они устраивали музыкальные вечера, собрали целую картинную галерею (в описи значатся «172 картины под стеклом»). Хозяин усадьбы, Николай Иванович Тулинов, отличался экстравагантностью: он был покровителем городского театра, любил давать затейливые балы, во время которых в нишах зала стояли живые статуи. Этот дом наверняка посещал поэт Дмитрий Веневитинов: в 1824 году, приехав в родные места, он пишет в письме, что навестил всех соседей. Конечно, он не мог пропустить и Тулиновых.

– А какую роль сыграли Тулиновы в судьбе Сергея Мосина?

– Отец будущего изобретателя, Иван Игнатьевич, благородного происхождения не имел. Он был солдатским сыном и сам отличился на воинской службе, участвовал в русско-турецкой войне. В 1838 году вышел в отставку в чине подпоручика, и Николай Тулинов назначил его управляющим своим имением в Рамони. Там он женился на крестьянке Феоктисте, и 2 апреля 1849 года в семье Мосиных родился первенец – Сергей. К сожалению, его мать рано умерла, и в судьбе ребенка принимали участие сначала Тулинов, а затем и его сестра Анна Шеле, унаследовавшая имение. Явно не без ее участия Ивану Мосину удалось получить дворянское звание, и его сын в 1861 году благодаря этому смог поступить в кадетский корпус – учился сначала в Тамбове, затем в Воронеже. Сергей Мосин оправдал возложенные на него надежды отца и попечителей. Он с отличием окончил Михайловский кадетский корпус. Получив назначение на Тульский оружейный завод, около десяти лет посвятил созданию оружия, в том числе знаменитой трехлинейки. Известно, что в последний раз Сергей Мосин побывал в родных местах в 1895 году.

– Биографы Мосина часто сокрушаются, мол, к тому времени на месте дома его детства уже стоял замок Ольденбургских, и Мосин, наверное, испытывал от этого горечь. А на самом деле огорчаться не было причин, ведь он нашел свой родной дом целым и невредимым. Хотя нигде в документах не указано, что в этом двухэтажном доме родился Сергей Мосин, другого жилья, подходящего для управляющего, в имении Тулиновых не существовало,
Павел Попов, воронежский краевед.

– Что еще в наши дни сохранилось от усадьбы Тулиновых?

– Уцелели столовая, кладовая, часть конторы, где работал Иван Мосин и где наверняка бывал его сын. Сохранился подвал с широкими сводами, который тоже был в ведении управляющего: там хранилось сало для стеаринового завода. Рядом с кладовой растут очень старые деревья – вяз и липа, им не меньше 150 лет, и их вполне мог посадить отец будущего оружейника.

– Можно ли сказать, что своим открытием вы спасли от разрушения исторический памятник?

– Во всяком случае, речь уже шла о том, что после расселения жильцов оба дома снесут при реставрации замка, ведь считалось, что они представляют собой малоценные службы дворца. Но теперь планируется открыть в доме №15А музей. Он будет посвящен промыслам рамонских крестьян и, конечно же, Сергею Мосину. А в воронежских архивах, я уверен, ожидает своего часа еще множество открытий.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: