Алла Шестерина – профессор, доктор филологических наук, преподаватель журфака ВГУ, медиапсихолог – активно использует в работе дистанционные технологии, что особенно актуально во время распространения коронавируса. Как они позволяют сэкономить время и упростить процесс обучения, Алла Шестерина рассказала корреспонденту РИА «Воронеж».
– Почему мне сейчас важно находиться дома? Во-первых, это безопасно в период пандемии. Во-вторых, дает больше возможностей участвовать в разных мероприятиях. К примеру, в эту пятницу, помимо студенческой конференции, я буду читать лекцию иностранным студентам и участвовать в научном семинаре. Географически переместиться между этими точками в реальности я бы не смогла, а в онлайне остается только переподключиться.
Дистанционную работу рассматриваю в основном как дополнение к основному, традиционному образованию. Дистанционное образование способно заполнить пустоты, которые есть в обычном.
Кроме того, дистант сильно экономит время. Благодаря дистанционным возможностям я могу прочитать лекцию студентам разных вузов, не выезжая из дома.
Вообще, темой дистанта я начала заниматься около 10 лет назад, когда выиграла грант благотворительного фонда Владимира Потанина. Уже тогда мы, преподаватели-победители, создали дистанционные курсы. С тех пор я сняла около 70 видеоматериалов для лекций, создала образовательные аккаунты в соцсетях, обучающий канал на YouTube и с тех пор активно использую это в образовании.
Дистанционные технологии дают доступ к знаниям, позволяют получить консультации узких специалистов из других городов. Это особенно важно для людей, которые чувствуют недостаток учебных программ по курсу, который хотят освоить.
Онлайн-обучение очень удобно, когда у студента нет возможности посещать университет.
Еще один плюс – возможность формировать индивидуальную траекторию обучения: выбирать курс, который нужен тебе, и осваивать в удобное время. Можно многократно повторять материал, сложный для понимания. Очно преподаватель читает лекцию один раз, а видеолекцию можно просмотреть много раз.
Для меня как преподавателя важное преимущество онлайн-обучения – возможность давать материалы в разных форматах и упрощать его усвоение. Я недавно победила в конкурсе «Лучший лектор страны» с видеолекцией. В ней часть информации я перенесла в видеоряд. Это удобно и позволяет быстрее уловить информацию.
Разные форматы позволяют вводить в дистанционное преподавание игровые компоненты, а на паре время ограничено, его не станешь использовать на игры. Мне, например, очень нравится формат веб-квестов.
Дистант удобен, когда ты уезжаешь в командировку. Чтобы занятие не пропало, его можно провести онлайн.
Количество конференций, семинаров и симпозиумов в онлайн-формате за время пандемии существенно возросло. Я поучаствовала дистанционно в семинарах и мастер-классах, которые прошли в Калининграде, Москве, Крыму, Челябинске. У нас также были мероприятия онлайн совместно с коллегами из разных уголков мира – из Торонто, Лондона.
Невозможно не отметить такую прелесть дистанционного формата общения, как хороший синхронный перевод в виде субтитров.
Конечно, существуют и минусы. Не у всех студентов есть технические возможности для обучения онлайн. Когда я читаю лекцию, то понимаю, что у кого-то хороший компьютер, а кто-то смотрит ее с телефона. Я могла бы сделать интересный познавательный материал с помощью разных платформ, но понимаю, что не всем студентам это доступно.
Неприятно, когда во время чтения лекции онлайн случаются «забавные» бытовые ситуации – например, за стеной начинает сверлить сосед.
В объединении традиционных форм обучения с дистантом есть огромный потенциал. Мне кажется, если технологии будут дальше развиваться, значительная часть знаний может транслироваться через дистант. С формированием навыков сложнее. Навыки – это практика, это регулярный повтор. В сетевой среде мы формируем навыки действий именно в этой среде. Да, на занятиях у студентов-телевизионщиков можно использовать VR-технологии, симулировать телевизионную студию, но им предстоит работать «в поле» – на улице, в ветер и дождь, с тяжелой камерой в руках.
Сейчас у нас в университете смешанный формат работы. Например, есть иностранные студенты, которые уехать из страны не могут. С ними мы занимаемся удаленно – либо читаем лекции в формате видеоконференции, либо даем материал на образовательном портале ВГУ. Часть домашних заданий они записывают на видео и высылают нам на проверку.
Также у нас несколько групп, в которых зафиксированы случаи заболевания коронавирусом. С ними тоже проводятся дистанционные занятия. А в основном занятия проходят в аудиториях.