Воронежский военный аэродром Балтимор уже становился местом кровавой расправы. Это случилось 19 лет назад, в июле 2001-го. Неизвестные напали на КПП военного аэродрома. Молодых прапорщиков Сергея Ситникова и Валерия Машкова зарубили топором. На теле одного из мужчин эксперты насчитали 12 следов от ударов топора, другого – десять. У прапорщика Ситникова пропал табельный револьвер.
Через четыре дня силовики задержали подозреваемого в убийстве. Капитан воинской части Георгий Быков пытался покончить с собой, но ему помешали сослуживцы. В кармане мужчины нашли предсмертную записку, где было написано, что он видел в ту ночь убитых прапорщиков. По мнению следователей, пропавшее табельное оружие Ситникова могло решить часть его материальных проблем.
Сослуживцы, соседи и знакомые Быкова отказывались верить в то, что он совершил двойное убийство. По словам адвоката Светланы Баутиной, на следующее утро после задержания она увидела своего подзащитного сильно избитым. Сам капитан утверждал, что полицейские всю ночь крутили ему видеосъемку с места преступления, били, запихивали в рот фотографии убитых и пугали «хатой обиженных». К утру мужчина написал «чистосердечное» признание. Быкова судили практически через год после убийства на КПП. Ему дали 15 лет лишения свободы.
В 2010 году Георгий Быков выиграл процесс в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). ЕСПЧ пришел к выводу, что трое сотрудников Советского РОВД Воронежа выбили из Быкова признательные показания, которые легли в основу обвинительного заключения. Суд постановил выплатить капитану – он к тому времени отбыл больше половины срока в колонии – 15 тыс. евро.
Весной 2016 года, после 15 лет тюремного заключения, Георгия Быкова выпустили из тюрьмы. Помимо его матери, его встретили мать погибшего прапорщика Валентина Ситникова и ее дочь Светлана, которые не верили в виновность Быкова.
Андрей Архипов
Балтимор снова попал в сводки происшествий утром понедельника, 9 ноября. Около 5:20 на военном аэродроме 20-летний солдат-срочник Антон Макаров зарубил офицера топором, снятым с пожарного щита, отобрал пистолет и начал стрельбу по людям. Трое погибли, один ранен.
По предварительной версии, дневальный по парку Макаров смертельно ранил топором майора Ермолаева, который прибыл проверить суточный наряд. Затем солдат не менее трех раз выстрелил в рядового Фирсова. Пули прошли по касательной, внутренние органы не задеты. Единственный выживший сейчас находится в госпитале. Затем Макаров взял в заложники ефрейтора Кожокина (водитель Ермолаева. – Прим. РИА «Воронеж») и, прячась у него за спиной, прошел в спальное расположение батальона, включил свет, трижды выстрелил в рядового Акталиева, после чего так же три раза – в Кожокина.
Есть версия, что целью озверевшего солдата была месть сослуживцам из-за конфликта. Однако в Западном военном округе уверены, что к преступлению мог привести нервный срыв срочника, а не конфликт. Следователи возбудили уголовное дело по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство двух и более лиц) и ч. 4 ст. 226 УК РФ (хищение огнестрельного оружия, боеприпасов с применением насилия, опасного для жизни). За убийство Макарову грозит до 20 лет лишения свободы, за хищение – до 15 лет. Для установления психического состояния подозреваемого проведут экспертизу.
Антон Макаров два года отучился в Воронежском институте МВД, а затем ушел в армию. Педагоги и сокурсники отзываются о нем как о вспыльчивом и недисциплинированном человеке. По некоторым данным, Макарова отчислили из полицейского вуза за драку.