Региональный департамент имущественных и земельных отношений выступил координатором проекта создания арт-квартала на базе бывшего Воронежского экскаваторного завода (ВЭКС) в Коминтерновском районе областного центра. Облправительство уже начало переговоры с владельцами промышленной площадки ВЭКС, в частности, предпринимателем Андреем Романенковым. Эксперты-урбанисты полагают, что успех будущего арт-кластера будет зависеть от того, удастся ли создать вокруг него привлекательную для будущих арендаторов инфраструктуру.
Информация о том, что облправительство прорабатывает проект создания арт-кластера на базе ВЭКС, инициированный Эдуардом Бояковым, появилась в официальных ответах структур региональной исполнительной власти на предложение об организации в Воронеже «многофункционального культурного центра», размещенное на портале улучшения делового климата в Воронежской области в конце апреля.
- Оборудование многофункциональных культурных, выставочных, деловых центров на территории бывших промзон в Воронеже, действительно, является одним из примеров эффективного использования городских территорий, - отметила в своем ответе заместитель руководителя департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области Марина Ракова.
В свою очередь, представители департамента имущественных и земельных отношений (ДИЗО) Воронежской области назвали «предполагаемым инвестором» проекта арт-кластера воронежского предпринимателя Андрея Романенкова, совместно с партнерами контролирующего значительную часть промплощадки ВЭКСа.
В облправительстве пока не комментируют ход переговоров и не раскрывают детали проекта будущего арт-кластера. Воздержался от комментариев и его инициатор, ректор Воронежской государственной академии искусств Эдуард Бояков.
Идея создания в Воронеже собственного креативного кластера, объединяющего предпринимателей и культурных деятелей, занятых в сфере творческих индустрий (дизайн, архитектура, IT, медиа и другие), впервые прозвучала на круглом столе, прошедшем в книжном клубе «Петровский» в середине декабря прошлого года. Эдуард Бояков и создатель московского арт-кластера «Стрелка» Илья Осколков-Ценципер предложили воронежским бизнесменам сформировать в областном центре аналог московских творческих пространств «Винзавод», «Красный Октябрь» и им подобных. По их мнению, подобные кластеры не только являются «центром притяжения для гостей и жителей» Воронежа и позитивно влияют на городскую среду, но и способствуют развитию предпринимательства и повышению доходов местных бюджетов. Присутствовавший на обсуждении в «Петровском» Андрей Романенков подтвердил, что «рассматривает возможности» развития площадки ВЭКС в качестве творческого выставочного центра. В качестве потенциальных площадок для создания воронежского арт-кластера участники декабрьского круглого стола также называли территории бывшего комплекса «Энергия», заводов «Сельмаш» и «Электроприбор», ликероводочного завода и некоторые другие. РИА «Воронеж» оценило плюсы и минусы различных вариантов размещения творческого квартала в Воронеже в рамках специального проекта Urbis in Orbis.
Еще один проект арт-кластера предложил в начале апреля директор московского центра дизайна Artplay Сергей Десятов. На очередном круглом столе в книжном клубе «Петровский», прошедшем под эгидой арт-группы «Квадрат», он заявил о намерении открыть в Воронеже филиал центра в рамках развития региональной сети Artplay.
Воронежские эксперты оценили перспективы создания арт-кластера на площадке ВЭКС со сдержанным оптимизмом.
- Площадка ВЭКС уже частично застроена. Два основных владельца пока что не реализовали на ней комплексных решений. Люди сегодня приобретают недвижимость, главным образом, из спекулятивных соображений, - напомнил коммерческий директор инвестиционно-девелоперской компании «СОТА» Илья Твердохлеб на вчерашней конференции «Агентства по инновациям и развитию» о перспективах реализации лофт-проекта в Воронеже.
В то же время, по его мнению, с проектом арт-кластера справятся опытные и крупные девелоперские группы, которые «понимают, что такое концепция», и способны не только к точечной застройке, но и к созданию полноценной инфраструктуры, которая устроит будущих резидентов арт-кластера.
С ним согласен и управляющий партнер адвокатской конторы «Бородин и партнеры» Сергей Бородин, хорошо знакомый с ситуацией вокруг воронежских промышленных площадок.
- Надо чтобы этим делом, с одной стороны, занимались авторитетные в воронежской экономике и политике люди, имеющие собственные имущественные и финансовые активы, например, Сергей Чижов, Сергей Журавлев, Сергей Лукин, Борис Нестеров. А с другой стороны, идеи им должны подавать не воронежские люди. На сплаве воронежских активов и принесенных идей и может появиться что-то новое на площадке ВЭКС, - подчеркнул он.
В то же время, по мнению Сергея Бородина, успех проекта во многом будет зависеть от позиции региональных властей, способных «назначить ответственного» за его реализацию.
Руководитель бюро средового проектирования «Урбонавтика» Илья Бейлин обратил внимание на то, что площадка ВЭКС расположена не очень удачно в транспортном отношении. Она одинаково удалена и от центра Воронежа, где сейчас сосредоточена культурная жизнь города, и от спальных кварталов Северного микрорайона. Кроме того, бизнес-перспективы арт-кластера во многом будут определяться тем, смогут ли инвесторы найти сильных якорных арендаторов, а также обеспечить их полноценной инфраструктурой и комфортной средой.
Доцент кафедры теории и практики архитектурного проектирования Воронежского архитектурно-строительного университета Игорь Чураков согласен, что главный вопрос арт-кластера на ВЭКСе заключается в том, как будут организованы окружающие его территории.
- Все вокруг должно будет работать на будущий проект. Он должен занимать ключевое звено в общей концепции территории. Одно дело, если здесь будут работать станки, другое – если она будет застраиваться жильем эконом-класса, третье – когда появится что-то еще. В любом случае, ВЭКС – это достойная территория, где есть вменяемый девелопер. Он вполне может стать изюминкой областного центра, - пояснил урбанист.