«Моя мечта – сделать из смычка хулахуп, чтобы смычок никогда не кончался. Понимаете? Нужна бесконечность смычка...» – так однажды отозвался о любимой виолончели маэстро Мстислав Ростропович. Эти и другие емкие цитаты артиста, а также архивные фотографии, концертные программки, афиши и даже генеалогическое древо из ста родственных связей семьи представлены на стендовой выставке «Мстислав Ростропович. Диалог с мастером: о музыке, событиях, эпохе», которая открылась в фойе Воронежской филармонии в понедельник, 3 октября. Экспозиция предварила фестиваль «Воронежская камерата» – семидневный музыкальный праздник для истинных ценителей высокого исполнительского мастерства.

В этом году V «Воронежская камерата» проходит под эгидой 95-летия со дня рождения Мстислава Ростроповича, поэтому его персоне на форуме уделено особое внимание. Открывшаяся выставка архивных документов – лишь часть культурных событий, связанных с деятельностью династии Ростроповичей в нашем городе, которые ждут зрителей в рамках фестиваля. Впереди – пешая экскурсия с краеведом Ольгой Рудевой по памятным местам семьи Ростроповичей, творческая встреча с историком и исследователем династии Александром Акиньшиным, показ документальных фильмов о визитах Мстислава Леопольдовича в Воронеж. Все образовательные мероприятия бесплатные, подробнее ознакомиться с информацией о них можно здесь.

– «Воронежской камерате» уже пять лет. Если сравнить с ребенком, в пять лет он уже осознанно думает. И наш фестиваль тоже растет. Готовясь в этом году к форуму, нам хотелось не только со сцены, через исполнителей, говорить о музыке, но и через эту уникальную выставку, посвященную выдающемуся человеку, знаковому явлению для Воронежа, Мстиславу Ростроповичу. В течение семи дней вы услышите шесть удивительных концертов. И обязательно зайдите еще на выставку, почитайте, окунитесь в эту среду, вы точно найдете для себя что-то новое, – отметила на открытии выставки руководитель департамента культуры Воронежской области Мария Мазур.

По словам художественного руководителя «Воронежской камераты» Ирины Авралевой, создатели выставки не претендовали на полное освещение личности Мстислава Ростроповича.

– Это невозможно, потому что талант маэстро необъятен. Наша выставка – всего лишь штрихи, отдельные грани его жизни и творчества. Но даже в таком огромном потоке фотографий, фрагментов газетных статей, писем нам было непросто сориентироваться. Поэтому все материалы условно разделили на основные моменты, которые представляют Ростроповича как всемирно известного музыканта и демонстрируют взгляд выдающихся современников на его творчество. Здесь можно прочесть цитаты не только Мстислава Леопольдовича, но и тех композиторов, с которыми он сотрудничал. Это тоже интересно, – рассказала Ирина Авралева.

Основу экспозиции составили материалы Российского национального музея музыки, Дома русского зарубежья имени Солженицына, Государственного архива Воронежской области. Уникальными документами также поделились личный архивариус семьи Ростроповичей Лариса Чиркова и историк Александр Акиньшин – автор книги «Воронежские Ростроповичи. Семейный портрет на фоне истории».

Самый старый экспонат датируется 1879 годом. Это фрагмент выписки из аттестата Матильды Александровны Пуле – бабушки Мстислава Ростроповича. Любопытно, что в год, когда она получила аттестат, дед Мстислава Леопольдовича, Витольд Ганнибалович, переехал жить в Воронеж, но со своей будущей супругой на тот момент еще не был знаком.

Но именно с этого года началась воронежская страница биографии прославленной семьи Ростроповичей, которые сделали очень многое для становления культуры, музыкального образования и в целом развития концертной жизни нашего региона. Ростроповичи были непосредственно причастны к деятельности воронежского отделения Императорского Русского музыкального общества, способствующего популяризации академической музыкальной культуры и открытию так называемых Музыкальных классов в 1904 году, которые в 1911-м были переименовны в музыкальное училище. Сегодня это Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей.

То, что Мстислав Леопольдович был рожден для музыки и воспитан ею, подтверждает снимок 1927 года, на котором он, будучи двухмесячным младенцем, запечатлен в футляре виолончели отца. Ребенка тогда уложили в кофр ради эффектного фото, а сам музыкант много лет спустя шутил, что у него в детстве не было колыбели. На выставке есть и другие детские фотографии маэстро: например, где он, восьмилетний, сидит в окружении учащихся музыкальной школы Москвы и сестер Гнесиных или в возрасте 11 лет упомянут в программке как участник концерта. Множество документов посвящено мировым гастролям маэстро.

– Немногие знают, что Мстислав Ростропович был еще и гениальным композитором. Мы включили в выставку фотографию с его «Юмореской» – опусом №5. Это виртуознейшая пьеса, которая под силу только музыкантам высшего уровня мастерства. Ее однажды исполняли на Международном конкурсе имени Чайковского, это было очень мощно! – поделилась худрук фестиваля.

Отдельный стенд посвящен воронежской истории династии Ростроповичей, визитам маэстро в наш город на гастроли и для участия в памятных мероприятиях. В Воронеж маленького Славу вместе с сестрой Вероникой привозили родители погостить к бабушке в начале 1930-х годов, они жили тогда в доме №54 на улице Пятницкого. Сегодня на здании размещена мемориальная доска с надписью «В этом доме с 1897 года жили музыканты и педагоги Ростроповичи Витольд Ганнибалович и Леопольд Витольдович». На торжественном открытии лично присутствовал Мстислав Леопольдович.

Став уже всемирно известным музыкантом, Ростропович приезжал в Воронеж в 1958 и 1960 годах. Во время каждого визита он исполнял две концертные программы: одну – с филармоническим симфоническим оркестром, другую – сольно. В 1958 году выступления состоялись в бывшем доме откупщика Ильи Мазараки – строение находилось с левой стороны от Мариинской гимназии, в 1960-м – в нынешнем здании ТЮЗа, где в те годы располагалась Воронежская филармония.

В 2002, 2004 и 2006 годах многим воронежцам посчастливилось стать свидетелями трех незабываемых встреч с маэстро в последние годы его жизни. Визиты были чрезвычайно насыщенными: Мстислав Леопольдович участвовал в открытии мемориальной доски на доме своих родителей, получил звание «Почетный гражданин города Воронежа», посетил Госархив Воронежской области, где ему передали ценные архивные документы семьи, навестил воспитанников школ и интернатов в рамках благотворительной медицинской программы фонда супруги Галины Вишневской. Еще он провел серию мастер-классов с молодыми музыкантами Воронежа. Среди тех счастливчиков оказалась Ирина Авралева.

– Мне повезло присутствовать на всех трех встречах маэстро в Воронеже. Поразила многогранность этого человека: он был талантлив во всех своих ипостасях! Мы привыкли воспринимать Ростроповича по большей части как гениального виолончелиста, но он был не менее виртуозным пианистом. Помню, как на мастер-классах он подходил к роялю и играл вместе с ребятами не самые популярные классические произведения – наизусть! Это было поразительно. Как человек, он покорял своей открытостью, искренностью, «настоящестью» во всех проявлениях. Энергетика, которая тогда от него исходила, согревает меня и сегодня. Могу с уверенностью сказать: кто прикоснулся даже краешком к этому гению, счастливый человек, – заверила худрук «Воронежской камераты».

Выставка будет доступна до 31 октября.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».