Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) решил, что Россия должна выплатить в качестве компенсации морального вреда 39,7 тыс. евро (около 3,5 млн рублей) Марату Мартышеву, которого в 2012 году избили в воронежском отделе полиции. Об этом сообщила правозащитница и адвокат Ольга Гнездилова, представлявшая интересы мужчины в суде, во вторник, 1 сентября. Решение суда доступно по ссылке.
Двое полицейских 7 марта 2012 года забрали 39-летнего Марата Мартышева из дома в Нововоронеже. Мужчину доставили в отделение полиции на улице Бахметьева, позже перевезли в отдел по Железнодорожному району Воронежа. Марату пояснили, что его подозревают в изнасиловании. При этом есть данные о том, что пострадавшей девушке показывали портрет Мартышева, и она не опознала в нем преступника, но полицейские все равно решили его допросить. По словам Мартышева, чтобы вынудить его дать «нужные» показания, двое силовиков жестоко избили его. Полицейские ходили и прыгали по нему, пропускали ток через пальцы рук и половые органы. Закончив пытки, мужчину оставили в холле отдела полиции и уехали. Дежурный увидел, в каком состоянии Марат, и вызвал «скорую». В больнице диагностировали разрыв печени, переломы трех ребер и множественные раны.
Травмы послужили основанием для возбуждения уголовного об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью (ч. 3 ст. 111 УК РФ) и превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). В качестве потерпевших проходили еще несколько человек, которые тоже подверглись пыткам в этом отделе полиции. Обвиняемым был только оперуполномоченный Валерий Мочалов. Личность второго полицейского, участвовавшего в пытках, установить не удалось.
Первым приговором Мочалова признали виновным в превышении должностных полномочий с применением насилия в отношении Мартышева и еще четырех задержанных в разных районах Воронежской области и в разное время. Также суд признал его виновным в причинении тяжкого вреда здоровью Мартышеву. Валерия Мочалова приговорили к 6 годам колонии строгого режима. Он подал апелляцию. В процессе второго спора прокуратура отказалась от обвинений в причинении тяжкого вреда здоровью, так как Мочалов избивал Мартышева не один. А разграничить, кто именно нанес решающий удар, невозможно, так как Марату во время избиения на глаза надвинули шапку. Срок Валерию Мочалову снизили до 3,5 года лишения свободы. Отменяя приговор, суд сослался на невозможность допросить потерпевшего Мартышева в суде. Дело в том, что, пока длились разбирательства, Марата, как гражданина Узбекистана, допустившего административное нарушение миграционного учета, депортировали.
Марат Мартышев в 2016 году обратился в Европейский суд по правам человека. В октябре 2018 года из ЕСПЧ пришел ответ. Дело рассматривалось по переписке – без вызова сторон в суд.
– Европейский суд указал, что, даже осудив Мочалова, власти не взяли на себя ответственность за такие травмы заявителя, как разрыв печени и перелом ребер, ссылаясь на «неустановленное лицо», действия которого стали причиной̆ этих повреждений. Фактически Мочалова осудили только за два удара кулаком, которые он нанес, пока Мартышеву не закрыли глаза. Следовательно, права заявителя не были восстановлены, а, значит, он не утратил статус жертвы с точки зрения Конвенции. Суд отметил, что неспособность идентифицировать преступника, ответственного за разрыв печени, может быть связана только с нежеланием властей̆ проводить расследование. К слову, полицейский, который̆ вместе с Мочаловым задерживал Марата Мартышева, продолжил работать в правоохранительных органах, пока не был осужден за избиение свидетеля, – рассказала Ольга Гнездилова.