Корреспонденты РИА «Воронеж» продолжают рассказ о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы Воронежа.
В первой части проекта «Улицы победителей» речь шла о воронежцах, защищавших родной город. Во второй мы расскажем о 26 героях, которые родились далеко от Воронежа, но защищали его. Вместе с известным воронежским историком Владимиром Размустовым корреспонденты портала вспомнят героев и расскажут об улицах, названных в их честь.
Раиса Беляева (1912 – 19.07.1943)
Летчица-истребитель, командир эскадрильи 586-го женского истребительного авиационного полка 101-й авиадивизии ПВО, старший лейтенант.
Награждена орденом Красной Звезды за отличное выполнение боевых заданий.
До сих пор неясно, где именно родилась отважная летчица. По одним данным – в Подмосковье. По другим – в городе Зуевка Кировской области. Закончив семилетнюю школу, Рая поступила в кожевенный техникум Кирова. Этот момент стал переломным моментом в судьбе девушки. Там она познакомилась с Ольгой Ямщиковой (первая в мире женщина — испытатель реактивных самолетов – РИА «Воронеж»), которая спустя некоторое время начала обучать Беляеву летать и прыгать с парашютом. В 1936 году Раиса получила удостоверение инструктора парашютного спорта первой категории и сама стала обучать новичков авиаделу.
В прошлом году на авиационном празднике в Тушино в составе женского звена летела товарищ Беляева. Звено это продемонстрировало прекрасную технику высшего пилотажа. Сейчас товарищ Беляева работает инструктором — летчиком Центрального аэроклуба СССР имени Валерия Чкалова,Фрагмент статьи из газеты «На страже», март 1940 года.
Осенью 1941 года Герой Советского Союза летчица Марина Раскова обратилась в ЦК ВКП(б) с просьбой разрешить сформировать женский авиационный полк. Ее просьба была удовлетворена. Желающих пойти на фронт оказалось столько много, что было решено сформировать не один, а сразу три женских авиаполка. Была среди добровольцев и Раиса Беляева.
– Во второй половине октября 1941 года летчицы выехали из Москвы в Энгельс, где в течение нескольких месяцев осваивали самолеты новых конструкций, овладевали мастерством воздушного боя, техникой бомбометания и поражения вражеских целей. Женские авиаполки получили наименования: 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной легкобомбардировочный, – рассказал консультант проекта «Улицы победителей», кандидат исторических наук Владимир Размустов.
Здравствуйте, Клава, мама и Геночка. Я на фронте уже три месяца. Сбила три самолета. Один раз сбили и меня, но я благополучно приземлилась на парашюте. Лежала в госпитале 20 дней. Затем была в Москве, повидалась с Женей. Из Москвы вернулась обратно в часть,Из письма Раисы Беляевой.
Защищать Родину 586-й истребительный авиаполк, в котором служила Раиса Беляева, начал в апреле 1942 года. Он прикрывал Саратов, железнодорожный мост через Волгу и подходившие к городу железные дороги. Особенно напряженная пора в жизни летчиц наступила после того, как немецкие войска подошли к Сталинграду и вражеская авиация все чаще стала наносить удары. Летчицы 586-го полка совершили 509 вылетов, из них 32 – ночью, и не дали противнику разрушить ни один из охраняемых ими объектов.
В 1943 году авиаполк прикрывал от фашистских налетов железнодорожные узлы Воронежа, Касторной и мосты через реки Дон и Воронеж.
В то время на месте города были одни груды жженых кирпичей. Жили мы почти на аэродроме в землянке, так как приходилось работать днем и ночью, времени не хватало даже, чтобы пообедать. Аэродром почти весь был заминирован, и первое время было очень трудно выполнять боевые задания… Вы просите написать о Раисе Беляевой. До войны я, Рая Беляева, Лера Хомякова и Женя Прохорова являлись инструкторами Центрального АК им. В.П.Чкалова. Курсантов готовили на «хорошо» и «отлично». Были участниками воздушных парадов, начиная с 1938-го по 1941 годы, за что награждены ценными подарками. Когда началась война, мы всей четверкой добровольно ушли на фронт,Летчица 586-го авиаполка Ольга Шахова в письме воронежскому журналисту, фронтовику Александру Гринько.
По воспоминаниям летчиц, время защиты Воронежа выдалось очень сложным. Вылетать по тревоге приходилось по несколько раз в день. Каждую ночь немецкие бомбардировщики рвались к станции и мостам. У летчиц была установка – не подпустить ни одного немецкого самолета к охраняемым объектам. Раиса Беляева никому не давала унывать, подбадривала. Ее редко когда видели спящей.
В феврале 1943 года Раису Беляеву за отличное выполнение боевых заданий командование представило к ордену Красной Звезды. В графе «краткое конкретное изложение личного боевого подвига и заслуг» было написано:
«Товарищ Беляева участница Великой Отечественной войны в системе ПВО города Саратова и на Сталинградском фронте В последнем групповом бою сбила самолет противника Ме-109. Имеет 33 боевых вылета. Техника пилотирования отличная. Летает смело и уверенно. В сложных метеоусловиях не теряется. Много работает над сплочением эскадрильи и воспитанием молодого женского летного состава, развивая в нем смелость и мужество. Ее эскадрилья является ведущей в полку по учебной подготовке и боевой работе»
За время пребывания на Воронежском фронте эскадрилья Беляевой уничтожила пять вражеских самолетов. Одиннадцать человек летно-технического состава награждены орденами и медалями СССР.
Способный и отважный летчик, волевой командир, строгий, требовательный и в то же время чуткий, отзывчивый товарищ. Раиса Беляева пользуется большим авторитетом среди личного состава. Всесторонне развита, культурный командирИз боевой характеристики на Раису Беляеву от командира 586-го ИАП майора Гриднева.
– Раиса Беляева была добровольцем, она могла остаться в тылу учить других, но пошла на фронт,– заметил историк Владимир Размустов.
По воспоминаниям летчиц 586-й эскадрильи, смерть Раисы Беляевой стала для всех настоящим шоком. Выполнив боевое задание и сбив немецкого разведчика, летчица уже возвращалась на аэродром. По сложившейся летной традиции после удачного боя она решила сделать в воздухе «бочку». Но в этот момент у самолета вырвало левую сторону капота, и он врезался в землю.
Но существует еще одна версия гибели Раисы Беляевой, которой придерживаются многие историки. В воздушном бою над Воронежем летчица была тяжело ранена и погибла при посадке самолета на аэродром авиазавода.
– В 1965 году безымянный проезд в Левобережном районе Воронежа возле авиационного завода был назван в честь смелой летчицы Раисы Беляевой. Символично, что улица Беляевой пересекается с улицей имени еще одной летчицы, героя Советского Союза Полины Осипенко, – говорит Владимир Размустов.
Раиса Беляева похоронена в Воронеже в Братской могиле № 6 рядом с «Музеем-диорамой». А в самом музее есть стенд, посвященной защитнице Воронежа Раисе Беляевой. Правда о том, кто такая Раиса Беляева и что она сделала для Воронежа, знают лишь воронежцы пенсионного возраста. Молодые люди затруднялись ответить на эти вопросы. Многие из них говорили, что скорее всего Беляева – это революционерка или писательница, придумавшая Ихтиандра (роман «Человек-амфибия» в 1927 году написал Александр Беляев – РИА «Воронеж»).