РИА «Воронеж» продолжает рассказывать о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы 84 улицы Воронежа. В четвертой, заключительной части спецпроекта «Улицы победителей» журналист Елена Миннибаева и историк Владимир Размустов вспомнят героев, о которых после войны говорила вся страна, а впоследствии забыла. В пятницу, 14 октября, речь пойдет о Герое СССР летчике Николае Гастелло. Он погиб в первые дни Великой Отечественной войны, но его имя сразу стало нарицательным – всех летчиков, совершивших такой же подвиг, стали называть «гастелловцами».
Николай Гастелло (6.05.1907 – 26.06.1941)
Будущий Герой Советского Союза родился в Москве. Отец Николая Франц был родом из белорусской деревни. В начале XX века в поисках лучшей жизни отправился на заработки в Москву, устроился там вагранщиком (рабочим литейного производства, который обслуживает небольшие металлургические и доменные печи) мастерских Брестской железной дороги. Работа была очень тяжелой, но хорошо оплачиваемой. Приличная зарплата позволила обзавестись хоть и скромным, но своим жильем. Франц Гастелло женился на 16-летней белошвейке Анастасии Кутузовой. Николай был первенцем в семье. Через пять лет родилась сестра Нина, а еще через год брат Виктор.
Николай закончил школу-семилетку в Москве. В 1924 году семья Гастелло переезжает из Москвы в Муром: отца семейства перевели работать на паровозоремонтный завод. Туда же устроился работать и 17-летний Николай.
Николай был подсобным рабочим и учеником стерженщика. Однако вскоре работящего парня приметили и дали возможность попробовать свои силы в формовочном деле, предупредив, что в форме заложена основа будущей отливки, ее качество. Со всеми обязанностями Николай справлялся отлично: быстро и без брака готовил формы для разлива металла, не отставал от опытных рабочих. Отцу приятно было видеть успехи сына. В одном из разговоров с ним он откровенно сказал: “Хорошие у тебя руки, сынок. Теперь вижу: станешь настоящим вагранщиком”. Но Николая больше тянула механика, и вскоре он освоил профессию ремонтника. На счету молодого мастера появились первые отремонтированные станки.Из книги Виктора Гастелло «Память об отце»
Автор – художник Яков Левинштейн
Николай Гастелло в 1930 году вернулся в Москву и устроился слесарем на Первый государственный механический завод имени Первого мая. Весной 1932 года как коммуниста Гастелло вызвали на цеховое партийное бюро и объявили, что парторганизация рекомендует его в летную школу. По воспоминаниям родственников летчика, для него эта новость была неожиданной. К тому времени ему уже было 25 лет. Гастелло успел обзавестись семьей и о романтике летной профессии не думал.
Николая отправили в Луганск, где он стал курсантом 11-й школы военных пилотов. Будущие летчики жили в палатках. Занятия велись на открытом воздухе. Впервые в небо Николай Гастелло поднялся на самолете У-2. Занятия в школе пилотов продолжались полтора года. Гастелло попросил направить его для прохождения службы в бомбардировочную авиацию.
До ноября 1935 года мой отец летал в качестве второго пилота на ТБ-3, (советский тяжелый бомбардировщик – РИА «Воронеж») с упорством изучал новую машину, совершенствовал свое летное мастерство. Он был представлен командованием на должность старшего летчика, командира корабля. В этом же году ему было присвоено звание старшего лейтенанта. Каким он был командиром? Достаточно привести один факт. У него, как у командира корабля, с 1935 года был в подчинении молодой летчик Федот Орлов. Гастелло лично учил его и сразу стал доверять пилотировать тяжелый бомбардировщик. Орлов успешно громил оккупантов и в 1942 году стал Героем Советского Союза. Так Герой воспитал Героя.Из книги Виктора Гастелло «Память об отце»
В 1939 году Николай Гастелло участвовал в боях на Халхин-Голе. Гастелло служил в одном полку с воронежцем Михаилом Ююкиным, который 5 августа 1939 года совершил первый в истории авиации таран наземной цели. Есть информация, что после гибели летчика Николай Гастелло приезжал на малую родину погибшего друга – в село Гнилуша Семилукского района.
Портрет Николая Гастелло на почтовой марке
Николай Гастелло был участником и советско-финской войны. В апреле 1941 года опытного летчика назначили на должность командира эскадрильи 207-го полка 42-й дальнебомбардировочной авиадивизии, базировавшейся на аэродроме недалеко от Смоленска.
Это был последний аэродром отца. В первый же день войны 207-й бомбардировочный авиаполк совершил удачный боевой вылет. Три девятки (27 самолетов) вышли из облаков, обнаружили моторизованную колонну войск противника, растянувшуюся на несколько километров. По ней был нанесен прицельный удар с высоты одного километра. Наблюдались прямые попадания бомб в танки, бронетранспортеры и автомашины врага. Сохранилась запись в дневнике немецкого унтер-офицера армии генерала Гудериана, в которой он указал, что 22.6.41 около 20 неприятельских самолетов-бомбардировщиков атакуют нас. Бомба за бомбой падают на нас, мы прячемся за танки. Бомбардировщики противника опять настигли нас. Взрывы раздаются со всех сторон. Наших истребителей не видно. Война с русскими будет тяжелой. Характерное признание! Из книги Виктора Гастелло «Память об отце»
Автор – художник Лев Котляров. Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1972 год
Николай Гастелло погиб 26 июня 1941 года. По официальной версии, его экипаж в составе лейтенанта Бурденюка, лейтенанта Скоробогатого был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Указом Президиума Верховного Совета Гастелло был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
– О подвиге Гастелло сразу стало известно: 26 июня 1941 года летчики полка бомбардировочной авиации старший лейтенант Федор Воробьев и лейтенант Анатолий Рыбас подали командованию рапорт об обстоятельствах гибели командира 2-й эскадрильи 207-го дальнего бомбардировочного авиационного полка капитана Николая Гастелло. Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, во время боевого вылета в район Радошковичи — Молодечно бомбардировщик, который пилотировал Гастелло, был подбит. Капитан Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Подвиг Гастелло был упомянут в сводке Совинформбюро от 5 июля, а уже 10 июля очерк о Гастелло вышел в «Правде», – рассказал кандидат исторических наук Владимир Размустов.
Наградной лист Николая Гастелло
До 90-х годов это была единственная версия гибели экипажа. Гастелло моментально стал народным героем. Его фамилия стала синонимом отваги и патриотизма. Летчиков, которые совершали огненные тараны, называли гастелловцами. Странно было только одно: во всех рассказах, картинах, фильмах было указано, что Гастелло в одиночку совершил таран – об остальных членах его экипажа, которые тоже сгорели заживо, не говорили. Их даже не наградили посмертно.
После развала СССР на основании данных об эксгумации могилы – были найдены останки членов другого экипажа – появилось предположение, что таран совершил вовсе не экипаж Гастелло, а экипаж Александра Маслова. В 1996 году указом президента Ельцина Маслов и все члены его экипажа были посмертно награждены званием Героя Российской Федерации.
Сторонники двух версий спорят до сих пор. Доказательства есть у обеих сторон.
– Разные версии появились как реакция общественности, фронтовиков и историков на назойливую прямолинейную советскую пропаганду. Все понимали, что героев гораздо больше, и история Великой Отечественной войны мало изучена. Есть один герой, имя которого стало нарицательным, остальные вроде как «в тени». Это особенно видно на примере Воронежского сражения, когда на территории нашего города совершались и подвиги Матросова, и подвиги Гастелло. Эти бойцы тоже достойны звания Героя Советского Союза, но не получили, более того, об этих героях знают единицы, – заметил Владимир Размустов.
«Гастелловец» Алексей Небольсин
Воронежский «гастелловец» Алексей Небольсин погиб спустя две недели после огненного тарана Николая Гастелло. Их подвиги похожи, как братья-близнецы. Только Гастелло сразу же присвоили звание Героя СССР, о нем писали все газеты – а о подвиге Небольсина знают только в Воронеже и в Мурманской области, где погиб летчик. За время Великой Отечественной войны огненные тараны совершили сотни советских летчиков – и о многих из них сохранилась информация лишь в военных архивах. Например, летчик Артюша Огонджанян совершил 8 июля 1942 года огненный таран в районе села Землянск Семилукского района Воронежской области.
Улица Гастелло в Воронеже
В честь Николая Гастелло названы улицы в разных городах. В Воронеже улица Гастелло находится в частном секторе СХИ, перпендикулярна улице Ломоносова. Была проложена в послевоенное время.
Долгое время на одном из домов улицы находилась старая мемориальная доска, увековечивающая память летчика. В 2012 году ее заменили на новую.
Табличку установили на доме № 10/1.