РИА «Воронеж» продолжает спецпроект «Воронеж иностранный». Участники проекта – иностранцы, которые живут, работают и учатся в регионе. Они делятся своими наблюдениями о жизни в Воронеже. Взгляд со стороны – это возможность увидеть недостатки и достоинства, сделать город более интересным и гостеприимным.
Герой очередного материала спецпроекта – немец Клаус Йон. Клаус – экономист из Германии, работающий в крупнейшем агрохолдинге Воронежской области. В Россию он приехал 8 лет назад. Клаус руководит крупными проектами компании, а также развивает сферу агротуризма. За годы жизни в России Клаус полюбил русскую природу, шашлыки и рыбалку.
О семье и жизни в России
В Воронеж я приехал получить российский опыт ведения сельского хозяйства. А потом я влюбился в город и захотел остаться. Для меня большая честь работать в крупнейшем агрохолдинге в России в роли профессионального эксперта.
Я также организовываю экскурсионные туры в области агротуризма для иностранных групп. Мне приятно слышать от европейских туристов теплые отзывы о нашем регионе.
Моя семья живет в Северной Германии. У меня трое детей: старшему сыну – 26 лет, дочке – 24 года, а младшему сыну – 8 лет. Моя жена – партнер по бизнесу. В России я нахожусь 280 дней в году, а на родину выбираюсь каждые 6 недель.
Когда я только приехал в Россию, мне пришлось адаптироваться ко многим ситуациям. А сейчас, приезжая в Германию, я понимаю, что мне не хватает многих русских реалий. В Воронеже я чувствую себя как дома. Но моя вечная проблема – незнание русского языка.
О роскоши и воспитании детей
В России принято показывать свое богатство, поэтому обеспеченные люди покупают атрибуты успешного человека – дорогие часы, мобильные телефоны, автомобили и прочее. А в Германии богатые люди часто ведут скромный образ жизни, не стремятся делать что-то напоказ. В этом – различие наших культур. Я езжу не на немецкой машине, а на «Хёндай». Для меня марка машины не имеет значения. Я выбрал удобное авто для езды по сельской местности. Мне кажется невероятным, когда руководители и топ-менеджеры выбирают машину по статусу. Я знаю очень многих богатых людей Германии, но они не покупают своим детям дорогие автомобили – дают им возможность самостоятельно заработать. Это правильный подход, в этом случае ребенок будет знать цену деньгам.
О странных свадебных традициях
В России девушки рано выходят замуж. В Германии женщины создают семью в 30-35 лет, а в России – в 20-25 лет.
Раз меня пригласили на русскую свадьбу. Меня это сильно впечатлило. Ваши свадьбы ведет тамада, а торжество похоже на шоу с конкурсами. Европейские свадьбы проходят в тихой камерной обстановке, когда за столом собираются друзья и общаются. А еще меня удивила традиция свадебной езды по городским достопримечательностям. К концу этого путешествия все гости приезжают в ресторан уже в сильном опьянении. Немецкие молодожены также ездят по улицам в свадебных кортежах и бибикают. Их в Германии часто называют «турецкой свадьбой».
Меня всегда поражает, что русские невесты – шикарные, ухоженные женщины, настоящие красавицы. А вот их женихи, увы, не всегда им соответствуют. По крайней мере, по внешним показателям.
Тем не менее, немецким мужчинам есть чему поучиться у русских. Например, как ухаживать за женщиной, дарить цветы и преподносить подарки. В Германии ухаживать не принято. Если я подарю своей жене букет, она подумает, что я где-то «напортачил».
Вообще, должен сказать, что русские праздники – одна из многих причин съездить в Россию. Как-то раз я отмечал свой День рождения в Елань-Колено. Мы жарили шашлыки, пили крепкий алкоголь, парились в бане. Это было очень эмоционально! Когда ты отмечаешь что-то в России, то праздник запоминается надолго. У тебя гуляет душа, и ты по-настоящему отдыхаешь.
Когда у меня появляется свободное время, я еду на рыбалку. Рыбачу обычно в Каменке. Рыбалка для меня – отдых и наслаждение. Факт ловли рыбы для меня не так важен, главное – слияние с природой. Я люблю фотографировать рассветы. Восходящим солнцем я любуюсь каждое утро.
О русских матерях
Я был поражен, когда увидел, насколько глубоко русские мамы погружаются в процесс материнства и насколько тщательно занимаются воспитанием детей, водя их в бесчисленное количество кружков. И это при том, что 80-90 % матерей в России – работающие. Удивительно, как русским мамам удается совмещать работу и активную материнскую жизнь! В Германии очень часто матери работают полдня. Например, с 9 утра до часу дня, а потом, в обед, забирают детей.
Русские мамы отличаются от немецких. Немецкие – более независимы. В Германии, чтобы увидеться с мамой, нужно за три недели бронировать с ней встречу, потому что немецкие мамы – такие активные! Моя дочка живет в Новой Зеландии. Каждые три недели она созванивается с мамой, а видятся они еще реже. Мама считает, что это в порядке вещей. Я же думаю, что созваниваться раз в три недели – это слишком редко.
О немецких колбасках и русском пиве
В ресторанах Германии – катастрофически большие порции. А вот в русских ресторанах и кафе порции дозированные. Мне это нравится, так как такими блюдами не объешься. Мне нравится, что в России сохранилась традиция употребления супов. В Германии она утеряна.
Немецкие колбаски русского производства, которые продаются в воронежских магазинах, я пробовал. И надо сказать, что они вкусные. В последнее время я стараюсь есть как можно больше фруктов и овощей. Я люблю покупать их на Центральном рынке, а дома готовить салаты.
Что касается пива, то хорошее можно найти во многих воронежских магазинах. В основном я покупаю пиво, произведенное в Воронеже, – оно на достойном уровне. Что касается немецкого, то оно в России стоит в два-три раза дороже. На мой взгляд, люди переплачивают за бренд «немецкое пиво».
О воронежской медицине
Я убежден, что образование и уровень российских медиков довольно высок. Он примерно такой же, как в Германии. В Германии я плачу за медицинскую страховку 500 евро в год. На моей родине я прихожу на консультацию к своему терапевту, и тот, в зависимости от запроса, соединяет меня с необходимым узким специалистом. В Воронеже, если у меня случаются проблемы со здоровьем, я звоню знакомым и друзьям, которые рекомендуют мне врачей. Без нетворкинга здесь не обойтись.
Профессия доктора в Германии более престижна, чем в России. Там у молодых специалистов-медиков совсем другой уровень доходов. Сам я в воронежских городских поликлиниках не был, но наслышан о них. Мой знакомый ехал из Москвы в Воронеж, и в дороге ему стало плохо, начались проблемы с дыханием. Он обратился в поликлинику. Но, увидев очереди, моментально «поправился» самостоятельно.
О русской культуре вождения
Когда я езжу на автомобиле в Германии, близкие говорят, что у меня русский стиль вождения. В Воронеже часто встречаешь водителей с недостатком опыта вождения. Это мешает другим участникам дорожного движения. Часто я наблюдаю картину, как на перекрестке с интенсивным движением посреди дороги останавливается машина, и из нее начинают выходить пассажиры. Русские порой беспечно относятся к собственной безопасности.
О создании инфраструктуры для инвалидов
В России нужно делать инфраструктуру для людей с ограниченными возможностями – она находится в плачевном состоянии. Но это длительный процесс. Начать его можно было бы с реализации законов, которые обязали каждый офис, учреждение и заведение общественного питания оснастить пандусами и специальными приспособлениями для инвалидов-колясочников. В советское время людей с ограниченными возможностями вовсе не замечали. Они редко появлялись в общественных местах. Сейчас ситуация меняется.
Как меняется Воронеж
За последние 20-30 лет Россия сделала огромные скачки в области образования, электроники, системы страхования и так далее. Скачки сделала и Германия, но, по сравнению с Россией, они не такие значительные. Что касается Воронежа, то в последние годы он меняется буквально на глазах. Многие парки и скверы облагородили и благоустроили. Посмотрите на невероятно красивый парк «Динамо». Мое любимое место в Воронеже – аллея на улице Карла Маркса. Стараюсь подолгу гулять здесь каждый вечер.
Когда я привожу в Воронеж группы иностранных гостей, они приятно удивлены уровнем обслуживания в гостиницах и кафе. Но бросается в глаза, что многим улицам не хватает чистоты. После посещения Москвы это сильно заметно.
Редакция РИА «Воронеж» благодарит за помощь в организации интервью с Клаусом Йоном руководителя агенства деловых мероприятий Надежду Селянскую.