РИА «Воронеж» продолжает спецпроект «Воронеж иностранный». Герои серии материалов – иностранцы, которые живут, работают или учатся в регионе. Они делятся своими наблюдениями о жизни в Воронеже. Взгляд со стороны – возможность увидеть недостатки и достоинства, сделать город интереснее и гостеприимнее.
Изабель Косов впервые посетила Воронеж в 1998 году. Теперь живет между Россией и Францией и работает в сфере туризма. Приезжает в Воронеж каждый год и проводит здесь несколько месяцев.
В Воронеже иностранка полюбила походы на байдарках и нашла место концентрации «русской души». Здесь же Изабель Дефренн познакомилась с будущим мужем, звукорежиссером Дмитрием Косовым. На французский манер новая фамилия Изабель не склоняется.
У жизнерадостной француженки много воронежских друзей. Своим оптимизмом она покорила и корреспондентов РИА «Воронеж», которые застали Изабель катающейся на коньках.
О родине и профессии
– Я родилась в 1978 году в Париже. Там жила до восьми лет, потом моя семья переехала в Бретань. Это красивый регион на северо-западе Франции. Детство прошло в маленьком поселке рядом со знаменитым замком Мон-Сен-Мишель. Мечтала стать учителем физкультуры – профессионально занималась гимнастикой. Но получила травму. Подруга посоветовала мне стать гидом. Я получила высшее образование и начала работать в туристической сфере. Вот уже 20 лет работаю директором гостиниц. Часто меняю места работы: иногда руковожу турбазами, иногда – гостиницами и кемпингами. Так я имею возможность путешествовать по Франции. Иногда работаю на морском побережье, иногда – в горах. Работа сезонная: работаю либо зимой, либо летом. Но каждый год на протяжении последних 20 лет возвращаюсь в Воронеж и живу здесь несколько месяцев.
Об именах
– Обычно друзья называют меня Изой. Муж ласково называет меня Изушкой или Изулей. Я не понимаю ваших сокращенных имен: например, Саша (от Александр) или Женя (от Евгений). Где логика? Мой воронежский знакомый как-то спросил, какое у меня отчество. Я ответила, что у французов отчеств не бывает. Тогда он спросил: «Как зовут твоего отца?». Я ответила: «Марсель». «Значит, ты Марселевна», – заключил он.
Особенности национального купе
– В Воронеже я впервые оказалась в 1998 году. Меня поразило, как много было снега. Я маленького роста, и сугробы были выше меня.
Перед приездом сюда я работала гидом в Испании. Как-то раз в моей группе оказались русские туристы. Я подумала, что для моей работы просто необходим русский язык. Мои знакомые из Воронежа посоветовали изучать русский в Воронежском пединституте.
Отправляясь в Россию, я знала всего одно слово: «Спасибо!». Знакомый, который направил меня в воронежский вуз, написал на листочке фразу: «Мне нужен один билет в купе до Воронежа». Так я обратилась к кассиру на Павелецком вокзале в Москве.
Моими соседями по купе оказались незнакомые между собой люди – две женщины и мужчина. Как только поезд тронулся, пассажиры начали доставать запасы еды: курицу, помидоры, вареные яйца. Потом мои соседи попросили у проводницы стаканы и достали бутылку водки. Я была в шоке! (смеется). Меня тоже пригласили за стол. Это было неожиданно и приятно. Все поели и легли спать, а на утро наш сосед снова достал водку. Он объяснил, что это называется «похмелиться».
О торговле через прилавок и «Юности»
– В конце 90-х иностранцу, не знающему русского языка, в России было сложно. Супермаркетов не было, и, придя в продуктовый магазин, кассиру нужно было сказать, в каком отделе ты покупаешь колбасу и сколько она стоит. Не зная цифр на русском, ты не мог ничего купить. Сколько раз я уходила без продуктов! Люди, стоявшие в очереди за мной, были озлоблены и не хотели ждать, пока я объясню кассиру, что мне нужно.
Зато в Воронеже бурлила культурная жизнь. В 1998 году она концентрировалась вокруг кинотеатра «Юность», где мы и познакомились с мужем. Мы отметили 15-летие нашей свадьбы 28 декабря.
О чаепитии
– Помню, как меня в Воронеже впервые пригласили на чай. Я пообедала и пошла в гости. Но когда я пришла к пригласившим меня людям, стол у них просто ломился от разных блюд. Это был какой-то Новый год! С тех пор я перестала обедать в общежитии и ждала, что меня пригласят на чай (смеется).
О русской еде
– Первое время в России я не могла есть холодец. Это очень специфичное блюдо. Я люблю ваши блинчики с икрой и слабосоленую красную рыбу. В утреннем поезде мне нравится пить чай с лимоном в стакане с подстаканником.
В 2005 году я впервые оказалась на праздновании Пасхи у родителей мужа. Меня разбудили в 9 часов и усадили за стол. На нем был холодец, крашеные вареные яйца, творог, куличи. Поначалу я была в замешательстве: как можно все это съесть утром? Еще больше я удивилась, когда мы поехали на кладбище, где на могиле оставили конфеты и водку в стакане. У нас на кладбище не едят. Потом я узнала, что еду подбирают бомжи. Нет, это очень хорошо, но я была в шоке.
На нашем новогоднем столе был салат «Оливье» – ведь мой муж русский. Если бы мы встречали Новый год во Франции, у нас были бы устрицы и креветки.
Ваш «Оливье» для меня – загадка. Во Франции его называют «Салат а-ля рюс». Французы едят зеленый салат, заправленный оливковым маслом. Майонезом заправлять салаты не принято. Его и не продают в магазинах. Майонез мы делаем сами, в домашних условиях. Единственное, не понимаю, почему ваш майонез называют «Провансаль»? В нашем Провансе майонез не производят.
О жаре в квартире и тапочках
– В воронежской квартире задыхаюсь. У вас так жарко топят! Открываю окно и часто выхожу на балкон. Во французских квартирах в среднем 17-18 градусов. Когда муж приезжает во Францию, он кутается в три свитера.
За коммунальные услуги мы в среднем отдаем 700 евро. Какое отопление в доме, каждый решает сам. Например, мои родители топят печку дровами. У моей бабушки – газ, а тетя Анна отапливает дом электричеством.
Муж вообще не любит зимовать у меня на родине. В Воронеже зима более приятная – сухая и солнечная. А во Франции на побережье влажность и ветер.
Что меня еще удивило – вы разуваетесь, когда входите в квартиру. Во Франции так не принято. Ни у кого нет тапочек. К тому же дома у нас не принято переодеваться в домашнюю одежду, как в России. У нас принято ходить весь день в том, что ты надел утром.
О тоске по камамберу и краснодарском курорте
– В Воронеже скучаю по настоящему камамберу и хорошему бордо. В России обычно покупаю сулугуни. А остальные сыры, на мой взгляд, совершенно безвкусные. Что же касается настоящего французского вина, то его в Воронеже купить нереально. Вино, которое я покупала в магазине под маркой французского, было подделкой. Теперь в воронежских магазинах покупаю вино из Черногории.
Еще мне не хватает запаха нашего моря. Хотя в этом году я отдыхала у вас на Черном море, в местечке Небуг. Там снимали фильм «Бриллиантовая рука». Я обалдела! Какая там чистота, вода, еда, какие люди, какой сервис! Поверьте, мне есть с чем сравнить. Я видела не меньше 60 курортов в разных странах. Зачем вам Египет и Таиланд, когда у вас на юге такое чудо за нормальные деньги?
О счастье и загадочной русской душе
– Когда еще училась в пединституте, каждый день ходила на ваш Центральный рынок. Это было одно из моих любимых мест в городе – я фанатка рынков. Перед ним стоял вещевой рынок с палатками. Помню, как меня, не привыкшую носить шапку зимой, останавливали у палаток женщины и говорили: «Шапку надень! Мы тебя не отпустим, пока не купишь шапку». Именно там, на мой взгляд, концентрировалась русская душа. Я волновалась, что перестроенный рынок это утратит, но на нем и сейчас приятно.
Правда, недавно, в предновогодние дни, видела злых людей. Возможно, потому, что на носу были праздники, и у горожан не хватало денег на подарки и еду. А сегодня на катке люди смеялись, падали, хохотали.
Я желаю, чтобы вы были счастливы. У вас для этого есть все! Но у вас такая загадочная русская душа... Вы ультра-пессимисты. А параллельно вы говорите: «Русские не сдаются!». Это какой-то антагонизм. Я хочу, чтобы вы были веселыми, потому что так легче.
Об активном образе жизни
– В Воронеже я плавала во всех бассейнах, но, к сожалению, не все они супер-чистые. Во Франции бассейны уже не хлорируют, как у вас. Воду дезинфицируют по новой технологии.
Люблю походы на байдарках. У нас с мужем своя байдарка, и мы каждое лето отправляемся в поход, живем на берегу реки в палатке. Разводим костер и ловим рыбу. Во Франции жить в палатках на природе запрещено – можно лишь переночевать там одну ночь.
О Воронеже
– За 20 лет Воронеж стал чище, а люди – богаче. Когда я впервые приехала сюда, здесь ни у кого не было стиральной машины-автомата. Люди не имели возможности ездить за границу. Вы стали лучше одеваться, много путешествовать. Фотоаппарат и смартфон сейчас есть у каждого. При этом люди говорят, что они зарабатывают 300 евро в месяц. Но как они умудряются при этом ездить за границу? Загадка!
Я люблю садиться в незнакомый автобус, который везет меня по неизвестным мне улицам Воронежа. Выхожу в новом месте, а потом спрашиваю у людей, как ехать обратно.
Нравится обновленный парк «Динамо». В нем можно позаниматься на спортивных снарядах и покататься на лошадях. Помню этот парк в мою студенческую юность. Мы приезжали туда жарить шашлыки. Единственный недостаток парка в том, что он не приспособлен для инвалидов-колясочников. Они туда просто не доберутся. Мой друг, колясочник, так и не смог попасть в «Динамо».
Единственное, что мне не нравится в Воронеже, – стало слишком много машин, пробки. Сама я с 16 лет за рулем, у меня даже «Газель» есть, но во Франции.
Об идеях для воронежского туризма
– Чтобы иностранным туристам было тут интересно, надо дать им возможность пройтись пешком по городу, показать людей. Нужно свозить на Усманку, где бы они искупались и поели шашлыки, в деревню и на фермы, чтобы попробовали молоко и сало. Надо, чтобы люди имели возможность посидеть возле костра и послушать ваши песни.
Думаю, что многие иностранные туристы хотели бы потрудиться на огороде: почувствовать себя фермером, сажая картошку. А потом вернуться через несколько месяцев и выкопать урожай. Французы готовы за это платить.
Об экологии
– В Воронеже мне мешает то, что нет раздельного сбора мусора. По привычке сортирую: в один пакет – стекло, в другой – пластик, в третий – остатки пищи. Если ты выбросишь мусор не в тот бак во Франции, тебя оштрафуют. Дико, что в России все отходы бросают в один мусорный бак. Сейчас 2018 год, и люди должны заботиться об экологии. У вас супер-регион! Но пренебрежительное отношение к экологии все портит.