Новый музей «Петровские корабли», посвященный созданию российского флота, откроется в Воронеже в доме №59 по улице Свободы в субботу, 25 мая. О самых любопытных экспонатах музея корреспонденту РИА «Воронеж» рассказали его создатель, руководитель Воронежского союза предпринимателей «Опора» Сергей Наумов, и экскурсовод Дмитрий Шувакин.
– Идея родилась еще в студенческие годы во время байдарочного похода, когда мы с друзьями мечтали доплыть до Азова. Тогда-то и начали изучать материалы о петровской эпохе в архивах. А окончательно оформилась мысль о музее на одном из автопробегов, когда мы побывали на четырехчасовой экскурсии в Суздале. Там 80% новых музеев, выставок, парков создано предпринимателями. Я подумал: а почему у нас такого нет? В семейном кругу мы начали обсуждать возможность создания подобного музея и остановились на петровской эпохе как самой яркой в истории нашего края, – рассказал Сергей Наумов.
«Чесноки» и фузея
Современный музей «Петровские корабли» совсем не похож на коллекцию древностей под стеклом. Хотя среди экспонатов немало старинных предметов – оружие, мебель, посуда, якорь с цепью, медали, монеты, сундуки, курительные трубки, ножницы с наперстком. Впечатляет долбленный из цельного дуба древний челн, который недавно привезли из Коршево. Этот подлинный артефакт придает вес и значимость стоящим по соседству моделям кораблей.
Но в большей степени историческую атмосферу передает интерактивная среда, созданная как будто специально для проведения уроков истории. Первое, что видит посетитель музея, – барельеф, изображающий поход Олега на Царьград в 907 году. Бухта Золотой Рог была перегорожена цепью, которую корабли не могли преодолеть. Олег поставил свои корабли на колеса, и флот при попутном ветре двинулся на парусах по суше к Константинополю. По легенде, греки решили откупиться и предложили гостям отравленное угощение. Но Олег узнал об этом и увеличил дань – взял по четыре золотых на каждого гребца и с богатой добычей вернулся в Киев.
Далее мы перемещаемся в петровскую эпоху. «Морским судам – быть!» – решил Петр I после первого Азовского похода. Над кованой дверью – эмблема корабля «Воронеж»: целых три «пальмы первенства», которые император отдал Воронежу, так как считал его самым передовым городом России. Ведь здесь были сосредоточены лучшие специалисты, мастера своего дела, а девиз «Со временем» означал, что Воронеж не отставал от Лондона, Парижа, Голландии.
В каждом зале – барельефы, инсталляции, карты сражений. Добротные копии вещей, которыми пользовались наши предки, воссоздали современные мастера. Татарский щит, нагрудник воина-поляка, булава неотличимы от оригиналов. Еще экспонаты – миниатюрная модель фузеи, прообраз гранатомета, стрелявший шрапнелью, пушка с квадратным жерлом: из нее стреляли кирпичами ради экономии металла. Длинные «одноразовые» дротики, казацкое копье с петлями для рук и ног, стрелецкий бердыш, который носили на плече, как ружье…
– Считается, что Суворов был отцом рукопашного боя. Но на самом деле все было уже изучено при Петре I. Пленным шведам возвращали оружие и заставляли их сражаться – так изучали неизвестные боевые приемы, – отметил Сергей Наумов.
Прямо в полу устроены «волчьи ямы», ощетинившиеся пиками и «чесноками», или «репьями», – колючками, скрученными из толстой проволоки. Перед Полтавской битвой Петр I велел разбросать 27 тыс. пудов этого «чеснока» под ноги шведам.
– В создании экспонатов для музея участвовали десять городов. Белгород, Елец – там кузнецы хорошие. В Харькове делали все, что из кожи: сбрую, сапоги. В Санкт-Петербурге – модели кораблей, – рассказал Сергей Наумов.
«Потаенное судно»
На корабли работала вся Россия: один корабль стоил 10 тыс., сумма огромная. Петр увеличил налоги – брали налог за бороды, за дым, за баню. В Воронеже на корабельных верфях работало более 20 тыс. человек.
Петровские корабли в музее воссоздали с точностью до мельчайших деталей. Вот ботик Петра I – его первая лодка. Голландская галера – была вывезена в Россию, разобрана по деталям и скопирована русскими умельцами. Корабль-крепость – такие адмирал Ушаков делал из старых кораблей перед турецкими войнами: у них отпиливали нос, со всех сторон делали бойницы, и корабль мог вести огонь со всех сторон. Пробить борт такого корабля было невозможно. Есть и точная копия «Гото Предестинации».
Самый необычной корабль – «потаенное судно», прообраз подводной лодки.
– Герметично закрытое судно действительно погружалось под воду, внутри было четыре гребца. Подплывали к вражескому кораблю, втыкали в борт гарпун, поджигали порох, и шнур горел под водой. Но потом решили, что это неэффективно, и сделали шлюзовую камеру, из которой выходил водолаз, который дышал через шланг. Он сверлил дырки и привешивал мешок с порохом, так взрыв получался мощнее, – пояснил Сергей Наумов.
Часовщик, оружейник, гравер
В зале, посвященном личности Петра I, макет его дворца в Воронеже и домика на Чижовской слободе, где царь самолично разводил огород, выращивал виноград и картошку. И сам он изображен в натуральный рост – 203 см.
– При таком росте Петр I имел очень маленький размер ноги – 38-39. Поэтому ему нужна была третья точка опоры, и он всегда носил с собой трость. Денщик нес за ним еще пару тростей, потому что одна могла и сломаться: царь часто обрушивал свой гнев на провинившегося и пускал в ход тяжелую палку. А всего у него было 400 тростей, – сообщил Сергей Наумов.
Царь 15 раз был в Воронеже и в общей сложности прожил в городе 500 дней.
– Петр был жаден до знаний, перенимал и воплощал новые технологии. Можно насчитать не менее 14 профессий, которыми он овладел: часовщик, садовод, кораблестроитель, плотник, столяр, архитектор, картограф, штурман, токарь, кузнец, оружейник, типограф. Стоматолог – своим подданным царь ловко выдергивал зубы. В Голландии он овладел искусством гравировки, и мы не теряем надежды найти его гравюру «Торжество христианства над исламом», – рассказал экскурсовод Дмитрий Шувакин.
Под стеклом хранится фотокопия написанного рукой императора «Предисловия к морскому уставу», в котором местом рождения военно-морского флота он провозглашает именно Воронеж: «Усмотрено место корабельному строению угодное на реке Воронеж под городом того ж имени».
Это снимает все споры о колыбели российского флота, хотя претендовали на эту честь и другие города: Переславль-Залесский, Архангельск, Астрахань, Нижний Новгород.
В комнате Петра можно увидеть и точную копию ордена святого Андрея Первозванного – главной государственной награды того времени, которой удостоились и сам Петр, и большинство его приближенных. Здесь же Андреевский флаг и личный штандарт царя.
Световые сражения
Для самых маленьких в музее есть детская комната с морскими канатами, по которым можно карабкаться, и штурвалом. Можно проводить здесь квесты, а можно смотреть мультики на экране, который опускается как парус.
В музее собраны сведения обо всех битвах Петра I. Две из них оживают в световых проекциях: это битва при мысе Гангут и захват крепости Азов в 1696 году.
Стену одного из залов занимает изображение последней битвы смутного времени в Воронеже в 1617 году, в которой 586 воронежцев победили пятитысячное войско литовцев и черкас (так называли в то время казачьи отряды, состоявшие на службе Польско-Литовского государства). В благодарность за победу в 1620 году построили воронежский Алексеево-Акатов монастырь.
Музей «Петровские корабли» откроет двери для посетителей в 10:00 25 мая. Он будет работать ежедневно, за исключением понедельника, с 9:00 до 19:30.