В Воронеже существует избыток детских футбольных команд, заявил ветеран «Факела» Александр Бескровный. В интервью корреспонденту РИА «Воронеж» работающий детским тренером легендарный защитник объяснил, почему Воронежская область в развитии футбола отстает от соседних регионов.
«Нельзя ставить крест на детях, у которых что-то не получается»
– Сколько лет вы уже работаете с детьми?
– Тренирую уже семь лет. Начинал в школе «Динамо», потом перешел в «Стрелу». Еще работаю в «Чайке», в частной школе. Возиться с детишками – одно удовольствие. Только выматывает сильно, по вечерам голова болит. Некоторые вещи до них не сразу доходят, приходится запасаться терпением. Но если вложишь в детей всю душу, они всегда отплатят тем же. Для хорошего контакта с ребятами нужно, образно говорят, упасть на их уровень. Забыть о том, каким игроком ты был. Все должно быть весело, интересно. Все обучение должно проходить в игровой форме. Главное, над чем нужно работать с малышами – техника.
– Сразу можете определить, у кого из детей есть шанс стать профессиональным футболистом?
– Нет, это ерунда. Все развиваются по-разному. Бывают «гадкие утята», которые в 12 сильно отстают от ровесников, а к 16 годам вдруг раскрываются. Никогда не знаешь, кто «выстрелит». Нельзя ставить крест на детях, у которых что-то не получается – они еще догонят сверстников. Знаете, в чем главная проблема русского детского футбола? Большинство тренеров хотят побеждать в каждом матче. Могут привезти на турнир ребят постарше возраста с поддельными документами, могут дать денег судье. А самое жуткое – учат детей с самого раннего возраста думать о результате. Тренеры ставят высоких мальчиков вперед и требуют от своих защитников и полузащитников играть навесами, учат всю команду окапываться в собственной штрафной ради победы. Какой в этом смысл? Дети вообще не должны думать о счете. Они должны играть ради удовольствия. С каждым ребенком нужно уметь работать индивидуально, надо раскрывать потенциал каждого конкретного мальчика, а не стричь всех под одну гребенку.
– В каком возрасте начинаете обучать детей тактике?
– В 13-14, раньше нельзя. До определенной поры ребенок не должен думать о карьере, о том, станет ли он профессиональным игроком. Футбол должен оставаться для них игрой. Как однажды сказал известный тренер Валерий Непомнящий: «В России воспитывают команды. А нужно – игроков». И этот подход виден даже в мелочах. Бывает, играют мои ребята против команды другой школы, и один из наших соперников идет в обводку. Тренер тут же кричит: «Куда ты прешь, отдай мяч ближнему!» Это в корне неправильно. Это же ребенок, у него что-то свое в голове, он пробует, ищет себя. Нельзя запрещать детям творить. Пусть обыгрывают, пусть возятся с мячом. Знаете, почему раньше в стране один за другим рождались самородки? Дети играли во дворах. А во дворе выигрывает не тот, кто действует тактически грамотно. Там побеждает тот, кто более ловок, кто лучше обращается с мячом, кто может обыграть защитника. Тот, кто подходит к игре творчески, придумывает что-то свое.
– Играют ли ваши подопечные во дворе в свободное от учебы и тренировок время?
– Видел, как один из моих ребят стоит в одиночестве во дворе, жонглирует, пытается какие-то трюки с мячом отрабатывать. Но таких меньшинство. Нужно учитывать то, что стиль жизни в целом сильно изменился. У меня в детстве никаких игрушек, кроме мяча, не было. Я целый день играл в футбол во дворе, а мама выходила на балкон и звала ужинать. Сейчас мяч конкурирует за внимание ребенка не с шайбой, а со смартфоном. Раньше дети приходили в секции здоровыми. А сейчас моя команда проходит диспансеризацию, и у большинства ребят одни и те же болячки – сколиоз и проблемы со зрением. Родители боятся отпускать детей на улицу, и те днями напролет сидят у экрана.
– По мнению руководителя областного управления физической культуры и спорта Владимира Кадурина, в регионе есть нехватка квалифицированных детских тренеров.
– Это действительно так. Мало у кого есть лицензия. Вот если вы лично захотите тренировать детей, разрекламируете свои услуги, найдете поле для занятий, вам никто не сможет это запретить. В футболе же в России все разбираются.
«Талантливые дети уезжают в другие регионы»
– В одном из интервью вы сказали, что у вас есть обида на «Факел».
– Я тогда немного неправильно выразился. Это не обида, а недовольство. Воронежским игрокам уделяется мало внимания. Да, сейчас ввели в ФНЛ лимит на молодых, «Факел» сразу нескольких заявил. Но получат ли они шанс выйти на поле? А ребята талантливые. Кирилл Колесников, к примеру, мне очень понравился, хорошо играет. Может быть, президент «Факела» Евгений Севергин работает на сиюминутный результат из-за неуверенности в том, что он отработает в этой должности еще много лет. Мне кажется, нужно давать человеку время и право на ошибки. Необходимо мыслить стратегически. А мы в Воронеже, и клуб в том числе, живем одним днем. Еще одна претензия – «Факел» не использует опыт ветеранов клуба. Считаю правильным, что большие клубы дают работу своим бывшим игрокам. Кого-то приглашают работать с молодежью, кого-то – администратором, кого-то спортивным директором. Таким образом сохраняется преемственность поколений. А сейчас клубу ее не хватает. У нас всегда как сменят начальника – сразу за ним приходит целая команда. А где связь между «Факелом», который играл в Высшей лиге, и тем, что выступает в ФНЛ сейчас? Я ее не вижу. Оганез Мхитарян, Геннадий Семин – почему они не при деле? Поэтому я и хожу посмотреть на «Факел» раз в сезон, не чаще. Нет чувства, что это тот самый, родной клуб. А как убили «Выбор-Курбатово»? Только не надо рассказывать, что во всем виноват финансовый кризис, тут всем все понятно. Но надо признать, что повод для оптимизма у болельщиков есть – в тренерский штаб взяли Игоря Пывина. Он всегда выжимал максимум из своих команд. Думаю, со временем он возглавит клуб.
– Мне кажется, что перспективные игроки не попадают в «Факел» еще и потому, что лучших детей из Воронежа увозят в Москву более состоятельные клубы.
– Да, наши талантливые дети уезжают в другие регионы. В Краснодар, Москву, Санкт-Петербург. У меня сейчас есть Андрей Меркулов 2006 года рождения, который играет за команду 2004 года. Представляете, какой одаренный? В их возрасте разница в два года очень много значит. А он лучший в своей команде. За ним половина Москвы гоняется – все клубы хотят его подписать. Хорошо, что у него замечательные родители. Они, в отличие от некоторых, не везут ребенка на турнир, чтобы он приглянулся скаутам московских клубов. Ребят ,которые уехали в условное «Динамо» и там не пробились, немало. Там поток. Кого-то туда за деньги пристроили, где-то дети чиновников в основном составе играют. В Москве сложно заиграть.
– Как переломить эту ситуацию?
– Нам нужен футбольный интернат, который собирал бы лучших игроков и целенаправленно бы их готовил. Возил за бюджетный счет по соревнованиям, выплачивал бы небольшие стипендии. У нас много команд, и все усилия как бы распыляются. Вот «Факел» 2003 года рождения выиграл городской отборочный чемпионат, а на финальный этап МОА «Черноземье» не поехал – денег нет. А потом удивляемся, что наших детей и Шебекино обыгрывает, и Курск, и Белгород, я уже молчу про те города, где есть футбольный интернат. У нас в Воронеже 8-10 команд 2004 года рождения. И каждая сама по себе, и все тренеры ревностно относятся к другим командам города. Нам нужно понять, что мы делаем общее дело. К примеру, проводить чемпионат города с тем условием, что победивший тренер получит право сделать сборную из всех воронежских команд и отправить ее на межрегиональный турнир. И составить договор, в котором будет прописано, что эта сборная после турнира опять разойдется по своим командам, что этот тренер никого к себе переманивать не имеет права. Но кто возьмет на себя эту объединительную миссию? Это должен сделать какой-то чиновник. Пока я не вижу никого, кто был бы готов взвалить эту ношу себе на плечи.