Сборная Воронежа сразится с командой Санкт-Петербурга в ходе турнира по смешанным единоборствам Fight riot в цирке в пятницу, 22 февраля. В ходе бойцовского вечера зрители увидят четыре поединка за чемпионские пояса в разных весовых категориях и семь рейтинговых встреч.
Корреспонденты РИА «Воронеж» посетили тренировку местных бойцов и выяснили, кто в городе приходит заниматься одним из самых жестких видов спорта, как региональная сборная вышла на второе место в ЦФО и чего не хватает, чтобы подготовить спортсмена уровня ведущих мировых промоушенов.
«Безвыходных ситуаций не бывает»
Тренировку ведущих воронежских бойцов Сергея Милькина и Антона Винникова ведет опытнейший специалист Мустафа Байрамов. Под его руководством спортсмены моделируют различные ситуации, которые могут случиться во время поединка, и отрабатывают выход из самых сложных положений. Так Милькин, который несколько секунд назад лежал перед Винниковым с зажатой рукой, мгновенно выпутался из болевого приема и уложил соперника на лопатки.
– Вот Макгрегор в уже ставшем легендарным бою против Нурмагомедова ничего не смог поделать и сдался. Там действительно тяжело было – еще чуть-чуть, и у ирландца бы сломалась челюсть. А если попался на удушающий, то дело вообще может летальным исходом закончиться. Но я все равно учу ребят, что в смешанных единоборствах не бывает безвыходных ситуаций. Ты просто можешь быть не готов к чему-то – вот и все. В бою думать не успеваешь зачастую, поэтому перед боем нужно отработать некоторые вещи до автоматизма, – рассказывает тренер.
ММА для Воронежа открыл мастер спорта по греко-римской борьбе Станислав Стародубцев, организовавший первый в Воронеже всероссийский турнир в 2010 году. Уже через три года пришли первые успехи местных бойцов, когда 23-летний Алексей Белозерцев стал чемпионом Европы в Киеве. За ним подтянулись Илья Курзанов и Валентин Демонов. Первый достигал серьезных результатов в армейском рукопашном бое, а второй до прихода в бойцовский клуб занимался только футболом. Однако прошло несколько лет, и Воронеж лишился самых талантливых представителей ММА – Демонов и Курзанов переехали в другие города, а Белозеров в 27 лет неожиданно решил завершить карьеру.
– Было досадно, потому что ребята находились в самом расцвете сил. Но пришли другие ребята. И мы наработали важный опыт и поняли, что чем сложнее путь, тем интереснее. Я постоянно вижу в новостных заголовках слова «закладки», «спайсы» и прочую мерзость. Мы предоставляем молодежи альтернативу. И чем хороши смешанные единоборства – в них каждый может выработать свой собственный стиль. И начать ими заниматься никогда не поздно, – убежден Стародубцев.
«Страсть к саморазвитию»
Одно из доказательств его правоты – успех Сергея Милькина, который пришел в ММА в 18 лет. Поступив в лесотехническую академию на специальность «автомобильное хозяйство», он переехал в Воронеж из Лисок и пришел в бойцовский клуб, как сам говорит, из интереса.
– В «лестехе» научили как спроектировать автосалон, как открыть бизнес, связанный с техобслуживанием, ремонтом, как обустроить автомойку. Но по специальности я ни дня не отработал. Занимался разными единоборствами, правда, буквально по несколько месяцев, просто от нечего делать. Приходя в смешанные единоборства, я был вообще нулевой, честно скажу. Представьте себе – 18 лет, новый город, нет родительской опеки, ты сам по себе. Рядом были тусовки, знакомые вели очень своеобразную жизнь. Но друг-боксер сказал, что мне стоит заняться ММА, попробовать. Поначалу было очень тяжело, я сталкивался на тренировках с ребятами, которые сильнее меня. Помню, занятие пришел проводить незнакомый тренер и одну разминку дал такую, что встать тяжело было. Там были новые упражнения, а это для организма всегда стресс. Тренер хотел, чтобы мы работали на фоне усталости, когда все ошибки и огрехи сразу оказываются видны. Я лежал на полу, и сердце еле билось. Но потом получаешь кайф. Когда уставший едешь домой с тренировки, понимая, что хорошо отработал и чему-то научился, – это эйфория. Все в детстве смотрели фильмы с Ван Даммом, представляли себе, как дерутся. А ты идешь на тренировки, учишься и становишься сильнее – это непередаваемое удовольствие, – признался Милькин.
В 2018 году Сергей Милькин выполнил норматив мастера спорта. Сейчас он готовится к турниру Fight riot и параллельно получает второе высшее образование в институте физкультуры на специальности «тренер-преподаватель».
– Когда ММА в Воронеже только появилось, такой четкой системы тренировок, как сейчас, еще не было. Не было такой универсальности. Понятно, что у любого тренера есть что-то свое, коронное – кто-то лучше учит ударной технике, кто-то борьбе. Но тогда каждый тренер здорово давал тебе что-то одно. А сейчас это одно он преподает на «отлично», а все остальное – на крепкое «хорошо». Но главное, что прививают, – страсть к саморазвитию. Когда я начинал, мог по полтора часа в день смотреть видео удушающих и болевых приемов. Потому что понял, что всегда лучше завершить бой досрочно. Когда поединок длится до последнего гонга, ты полагаешься на судей – а я этого не хочу. Видел бои, в которых сильнейшего засуживали. И больше всего меня бьет мандраж не перед выходом на ринг, а когда судья берет наши руки – твою и соперника – и ты не знаешь, чью он поднимет, – объяснил Милькин.
«Для наших бойцов мы привозим очень серьезных соперников»
К 2019 году в состав региональной федерации ММА входят 14 клубов. В них занимаются около 500 человек. Спортсмены делятся на две категории. Первые делают это для оздоровления и приобретения навыков самообороны, они приобретают абонементы на посещение тренировок. Вторые готовы работать на результат и заниматься спортом высоких достижений – они за тренировки не платят.
– Своих залов мало, большую часть арендуем. Зарплаты тренеров, гонорары бойцам – тоже деньги. Платить серьезные суммы приезжим бойцам и при этом занижать гонорары воронежцев некорректно, – рассказал Стародубцев.
В 2018 году воронежские бойцы вывели регион на второе место по результатам после Московской области. Лучшие местные спортсмены выступали в ведущих российских промоушенах – Fight nights и ACB.
– Наши ребята достойно смотрятся на этом уровне. Побед было бы больше, если бы не одно обстоятельство. Мелочей нет – люди знают, что в Воронеже бойцы всегда готовы драться, но живут небогато. И устраивают бой на коротком уведомлении – то есть делают предложение за два-три дня до поединка. Ради гонораров ребята соглашаются и едут, будучи готовыми не в полной мере. Я стараюсь с этим бороться, прошу ребят чаще отклонять такие предложения. Потому что деньги – это здорово, но вырасти через такие бои очень сложно, – выразил мнение президент региональной федерации.
Чтобы обеспечить своих бойцов соревновательным опытом, федерация организует турниры, на которых воронежцы учатся у лучших спортсменов России. На бойцовских вечерах Fight riot выступали Александр Волков, ныне являющийся претендентом на пояс чемпиона UFC, Анатолий Токов, Вадим и Виктор Немковы, Николай Алексахин, Ибрагим Исмаилов и другие топ-бойцы. Этот важнейший опыт обходится организаторам турниров дорого – не всегда бойцовские вечера компенсируют затраты на их проведение.
– Дорого, но это необходимо делать. Во-первых, мы прививаем региону интерес к этому замечательному виду спорта. Во-вторых, для наших бойцов мы привозим очень серьезных соперников. Да, велика вероятность поражения, но ты ничему не научишься, если будешь бить «мешков», – объяснил Стародубцев.
Президент федерации ММА Воронежской области подчеркивает, что все успехи местных бойцов – не благодаря чему-то, а вопреки всему.
– Было бы больше денег – развивались бы быстрее. Потому что бывает, некоторые из ребят не приходят на тренировку, потому что у них не хватает денег на проезд. Многие из спортсменов тренируются в свободное от работы время. Но те, кто выходит на высокий уровень, зарабатывают, получая гонорары за бои. Спонсоров нам не хватает. Профессиональный бокс, допустим, начал развиваться в Воронеже позже смешанных единоборств, но там больше частных инвесторов, потому что бокс является более традиционным видом спорта. А нам постоянно приходится избавляться от шлейфа выражения, которое пошло из простонародья, – «бои без правил». Приходишь вести разговор с потенциальным спонсором, а человек думает, будто ММА – что-то незаконное, подпольное. Многие не понимают, что у нас официальный вид единоборств, который признан министерством спорта. Дети с 10 лет получают такие же разряды. Мальчишек можно приводить с семи лет – их плавно подведут к работе с контактом. В детском ММА другие правила. Там запрещены добивания, нет ударов коленями, на головах надеты шлемы, на ногах – футы, плюс отсутствие болевых и удушающих приемов. Вообще все идет к тому, что ММА станет олимпийским видом спорта. Это вершина боевых искусств, наиболее быстро развивающийся вид спорта в мире, – убежден управленец.
Станислав Стародубцев уверен, что рано или поздно воронежский боец попадет в UFC – самый престижный мировой промоушен, чемпионом которого в легком весе является дагестанец Хабиб Нурмагомедов.
– Чтобы воронежский боец прославил наш город на весь мир, должны сойтись различные факторы, – объяснил Стародубцев. – Таланты у нас есть, характер у них имеется, нужны деньги, чтобы спортсмен мог думать только о своем развитии, и наши усилия как команды, чтобы найти правильную дорожку для выхода наверх. Денег надо не так уж много – если бы у нас была десятая доля от того, что в регионе направляется на профессиональный футбол, наши ребята уже шумели бы на мировых турнирах.