Знаменитый Венский филармонический «Штраус-оркестр» впервые выступил в Воронежском концертном зале в воскресенье, 25 января. Под управлением маэстро Андраша Деака музыканты исполнили сочинения Гайдна, Брамса, Оффенбаха, Моцарта, династии Штраусов и других классиков. Зал оказался переполнен: зрители заняли все 800 мест, десятки приставных стульев и банкеток.

Филармонический «Штраус-оркестр» – настоящая гордость Австрии. В составе коллектива – виртуозы из Вены и лучшие музыканты со всей Европы. Кстати, среди участников есть несколько человек, которые являются прямыми потомками первых музыкантов оркестра, основанного 186 лет назад Иоганном Штраусом-отцом. Традиции бережного отношения к классике в ансамбле чтут до сих пор. А еще оркестр знаменит тем, что вовлекает в действо зрителей – его музыканты делали это еще в XIX веке.


Фото — Наталья Трубчанинова

Оркестранты начали программу с беспроигрышного варианта – известных всем произведений Моцарта – увертюры к «Женитьбе Фигаро», «Симфонии №40», «Маленькой ночной серенады», прозвучавших непривычно мягко, даже несколько отстраненно. Неожиданно классический ход концерта нарушила «Прощальная симфония» Гайдна. Во время ее исполнения музыканты поочередно вставали, кланялись друг другу и потихоньку уходили со сцены. Когда из трех десятков человек осталось только два скрипача, в ужасе доигрывавших произведение, дирижер Андраш Деак отчаянно пожал им руки и тоже скрылся за кулисами. Постепенное умолкание инструментов и поочередный уход музыкантов со сцены производили впечатление на публику в XIX веке, но и сейчас, в веке XXI, такая игра дала потрясающий эффект: зал взорвался овациями. Впрочем, аплодисменты раздавались после каждого произведения: «Венгерских танцев» Брамса, «Вильгельма Телля» Россини, «Баркаролы» Оффенбаха.

Второе отделение открылось коронными произведениями оркестра – «Голоса весны», «На охоте» Штрауса. Тут к классическим инструментам добавились необычные народные штучки: ударник стучал всевозможными дощечками, имитирующими звук выстрела на охоте, дул в свистульки, подражая птичьим трелям, а маэстро Андраш Деак, вооружившись прямоугольной деревяшкой с выгнутым основанием, показывал, как звучит голос кукушки. В эту игру он втянул и воронежцев: по его команде зрители дружно принялись подпевать оркестрантам «ку-ку, ку-ку». Дирижер пребывал в восторге, пока эту идиллию не нарушил один из виолончелистов своим фальшивым «му-у-у!».

По взмаху рук Андраша Деака публика разучила еще одну игру: аплодировать в такт музыке в определенной последовательности, и весело хлопала, покорно подчиняясь маэстро.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter