, Воронеж
  • 7043

В Воронеже убившая мужа воспитатель детсада доказала право на необходимую оборону

Уставшая от издевательств женщина зарезала супруга, когда тот душил ее.
В Воронеже убившая мужа воспитатель детсада доказала право на необходимую оборону В Воронеже убившая мужа воспитатель детсада доказала право на необходимую оборону
РИА Воронеж Текст — , фото — Роман Демьяненко (из архива)

Воронежские следователи прекратили уголовное дело об убийстве 27-летнего Сергея Вихрова (имена и фамилии всех героев изменены), которого зарезала жена. Они установили, что Татьяна была вынуждена защищать свою жизнь и применили статью «необходимая оборона».

Семья Вихровых ничем не отличалась от других семей, где побои и издевательства стали нормой. Только там домашнее насилие часто заканчивается другими трагедиями – насильник убивает жертву, а не она его. Убивает, если не физически, то морально.

Журналист РИА «Воронеж» вместе с экспертом-психологом разбиралась, почему женщины становятся жертвами домашнего насилия и терпят его.

Смерть в «скорой»

Поздним вечером 15 января 2014 года в одну из многоэтажек на Левом берегу женщина вызвала «скорую» для мужа. Врачам хозяйка квартиры, 28-летняя Татьяна, сказала, что супруг порезал себя сам. Медики спустили раненого на носилках во двор, погрузили в машину «скорой», где он умер. Помогавшие врачам полицейские поднялись в квартиру и сообщили Татьяне о смерти супруга. Та вся побелела и, рыдая, рассказала, что это она ударила Сергея ножом. Врачам же соврала по его просьбе. По словам Татьяны, до того, как потерять сознание Сергей просил: «Скажи, что это я сам себя. Я выживу, у нас все будет хорошо».

– Женщину трясло, она была в жутком состоянии. Татьяна рассказала, что ударила мужа ножом, когда тот душил ее. На ее запястьях, лице, шее были видны кровоподтеки. Поэтому сразу после того, как Татьяна смогла отдать детей знакомым, мы отвезли ее на экспертизу телесных повреждений, – рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» старший следователь Левобережного следственного отдела СУ СКР по Воронежской области Вадим Братков. – Честно говоря, после освидетельствования боялись оставлять женщину одну. Она все повторяла, что любила мужа и не хочет жить.

Разрушительная агрессия

За год до трагедии, в конце 2012 года, Татьяна и Сергей Вихровы приехали в Воронеж из Казахстана по программе переселения. Они знали друг друга с детства: родились в одном селе, жили по соседству. После того, как Татьяна окончила пединститут, у нее с Сергеем в 2007 году родился ребенок, через несколько лет второй.

– Мой муж был спокойным, добрым, веселым человеком, пока не получил серьезную травму головы, – уверяла Татьяна следователей. – С контузией Сергей долго пролежал в больнице, и потом несколько месяцев никого не узнавал. Восстановившись после травмы, Сергей стал агрессивным и неуравновешенным, начал много выпивать, бить меня, даже при детях. По поводу побоев у нас в Казахстане даже был суд, но тогда я его простила.

В Воронеж Сергей месяц не пил, устроился на работу, но потом мужчина без присмотра родителей сорвался и стал злоупотреблять еще сильнее. Пьяный мужчина постоянно затевал конфликты на улице. Поэтому, по словам Татьяны, супруг часто приходил с синяками, порезами, три раза за год ему выбивали челюсть. Весной 2013 года Сергей после драки два месяца пролежал в больнице.

Однако больше всего агрессии мужчина вымещал на Татьяне. Сергей бил ее, угрожал, ломал двери в квартиру. Мог оттаскать жену на глазах у соседей, когда та во дворе гуляла с детьми. Татьяна звала на помощь соседей, звонила участковым. Те спасали, проводили беседы, но вскоре кошмар повторялся.

Осенью 2013 года пьяный Сергей вломился в детсад, где работает Татьяна. Он кричал в группе во время тихого часа, требовал дать ему 500 рублей и при нянечке ударил жену по лицу. Успокаивать дебошира пришла заведующая, но тот не унимался, пока ему не отдала свои 500 рублей нянечка.

У соседей же в памяти остался куда более серьезный дебош у Вихровых. В тот осенний день 2013 года.

Татьяна пригласила знакомую семейную пару с ребенком на свой день рождения. Трое взрослых спокойно сидели за столом, дети играли в комнате, когда в дверь стал ломиться Сергей. Он на весь подъезд кричал, что у жены любовник. А когда та открыла, увидел гостей и решил их выгнать. Скандал переместился на лестницу, где Сергей бросался на мужчину – своего же приятеля. Тому пришлось защищаться. На шум выскочили соседи, помогли утихомирить Вихрова и вызвали полицию.

– На следствии все соседи Вихровых охарактеризовали Сергея только отрицательно. Многие из них никогда не видели его трезвым. Татьяну же, напротив, назвали заботливой матерью, скромной и доброй. Соседи искренне сочувствовали ей, жалели из-за постоянных синяков на лице. В детсаду ее охарактеризовали как жизнерадостную девушку, терпеливую и отзывчивую. После случившегося родители с опаской относились к Татьяне как к воспитателю, но потом разобрались в ситуации и, наоборот, стали поддерживать, – пояснил Вадим Братков.

Ударила, чтобы выжить

Осенью 2013 года Татьяна стала настаивать на разводе, чем приводила Сергея в бешенство. Он говорил, что очень любит детей, и не отпустит их. После череды скандалов он ушел и стал появляться раз в 3-4 дня. Жене сказал, что снял квартиру, а брату – что ушел к любовнице. Во время визитов Сергей вел себя все так же агрессивно, как и раньше. На новогодние праздники на глазах у сына украл два кольца и оттаскал за волосы приехавшую в гости сестру Татьяны.

15 января Сергей явился в 6 утра, когда Татьяна собиралась на работу и одевала детей с садик. Через закрытую дверь он сказал жене, что убьет ее, если она не откроет. С трудом женщина уговорила его уйти, пообещав встречу вечером. Татьяна вернулась с детьми домой после двух смен на работе уже после 7 вечера. Она была в ванной, когда услышала сильный грохот. Татьяна поспешила на кухню и там увидела пьяного мужа. Он принес с собой водку и попросил поесть. Женщина приготовила Сергею яичницу, а потом отвлеклась на звонок мамы одного из воспитанников.

– Кто из любовников тебе звонил? – возмутился муж.

Речь снова зашла о разводе, Сергей стал агрессивным, схватил жену за волосы, ударил головой. Он поставил жену перед собой на колени, взял нож и стал резать Татьяне запястье. Потом, бросив нож, Сергей стал душить жену. Та смогла нащупать на столе кружку и бросила ее в мужа. Но промахнулась и разозлила его еще больше. Чувствуя, что может потерять сознание, Татьяна нащупала нож, взяла и нанесла мужу удар. Почувствовав, что тот ослабил руки, женщина выскочила в зал к детям. Пока ехала «скорая», Сергей был в сознании и убеждал жену, что выздоровеет, и все будет хорошо.

Сергей умер от одного удара в сердце.

Законная необходимость

Родные Сергея Вихрова настаивали на строгом наказании для его жены. «Убила – значит должна сидеть», – говорили мать и братья погибшего. Они утверждали, что до пьянства и скандалов их «уравновешенного и спокойного» Сергея довела вспыльчивая супруга. Мать выразила уверенность, что ее сын никогда не бил невестку, скорее, она его.

Несмотря на позицию потерпевших при расследовании дела следователи установили, что Татьяна зарезала мужа, когда ее жизни грозила опасность.

– На следствии версию Татьяны Вихровой полностью подтвердили обстоятельства дела, доказательства – прежде всего, кровоподтеки на шее, синяки и ссадины. Как показали свидетели, Вихров длительное время применял в отношении жены насилие. У нее были все основания опасаться за свою жизнь. По закону преступлением не является, когда жизнь человека находится под угрозой, и он вынужден обороняться. Ударив мужа ножом, Вихрова действовала правомерно, в состоянии необходимой обороны, не превысив при этом ее пределов. Несоответствия защиты характеру и опасности посягательства в ходе следствия не выявлено,
Вадим Братков, старший следователь Левобережного следственного отдела СУ СКР по Воронежской области.

Комментарий эксперта о причинах домашнего насилия

Светлана Голубева, психолог, гештальт-терапевт, тренер Московского Гештальт-института:

– Мы с коллегами советуем женщинам, единожды столкнувшимся с домашним насилием, тут же уходить от мужчины. Один удар, один толчок – и нужно собирать вещи. Однако большинство женщин терпят, потому что все намного сложнее, чем кажется. В психологии есть такой термин как виктимность – склонность стать жертвой. Виктимными женщины становятся из-за проблем в детстве. Родителям нужно, чтобы ребенок был удобным, и потому они подавляют его – ломая психологически, а иногда и физически, делают послушным. Мать может быть властно-агрессивной или гиперопекающей – результат один: ребенок, чтобы выжить, больше не сопротивляется, и так стираются психологические границы.

У каждого из нас есть свое личное пространство, которое защищено психологическими границами. Когда их нарушают, приближаясь слишком близко, к примеру, чисто физически в маршрутке, или вторгаясь в наши дела своим участием или мнением, мы испытываем дискомфорт. Когда же у человека еще с детства такие границы стерты, развивается виктимность (жертвенность).

У женщин нарушение психологических границ усугубляется тем, что в обществе к ней относятся, как к объекту. Изначально в семье подразумевается, что девочка станет женщиной – будет готовить, убирать, стирать, рожать и растить детей, заботиться о муже. То есть выполнять определенные функции. Выходить замуж и рожать детей - это нормальное стремление женщины быть объектом, но она хочет быть удобной мужу, послушной, всегда нравиться, не обращая внимания, насколько это все удобно ей лично, вот тут она теряет свои границы. Она выбирает сильного мужчину, способного позаботиться о ней и о потомстве. Но нередко, для женщин-жертв, такой защитник оказывается агрессивным и к ней.

Из-за того, что в России было много войн, у нас генетически обусловлено появление большого количества мужчин героев или трусов. Первые – потенциальные убийцы, вторые нередко превращаются в алкоголиков или наркоманов. Женщины рядом с такими мужчинами становятся созависимыми, это наиболее повторяющийся рисунок в семьях. У женщины-жертвы нет психологических границ, она растворяется в муже, живет его жизнью. От таких женщин гуляют, вымещают на них агрессию, пьют. Она чувствует себя несчастной, но прощает, возвращает, лечит.

Однако в таких отношениях есть и «вкусное». После примирения с мужем после побоев либо его возвращения в семью, или перерыва в запоях она чувствует себя на седьмом небе от счастья. У женщин в беспроблемных семьях такой эйфории нет, потому что у них все идет ровно, а тут огромное счастье на контрасте.

Женщины-жертвы зачастую сами запускают механизм агрессии в другом. Своим поведением, разговорами такая женщина говорит мужу: «Я боюсь тебя, но люблю и готова для тебя на все. Мне нужна защита». При этом муж считает себя справедливым и понимающим человеком. Но она продолжает его бояться – давая понять, что ей нужна защита от него. Конечно же, мужчина начинает «заводиться» и гневаться на нее, от бессилия поменять эту «картинку», где он опасен и поэтому все время виноват. При этом она не осознает, что менять что-то нужно не в другом, а в себе.

Женщины с устойчивыми психологическими границами никогда не свяжутся с агрессивными мужчинами. Они попросту проигнорируют героя или труса на своем пути. Жертвы же всегда найдут своего насильника, потому что именно его подсознательно и ищут.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: