При общем росте преступности в регионе сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений. Особое внимание полицейские уделяли борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями. Было выявлено 1925 экономических и 437 коррупционных преступлений – из них 80 фактов взяточничества, 116 случаев подкупа. В суд направлено 154 коррупционных дела, за тяжкие и особо тяжкие преступления к уголовной ответственности привлечено 91 лицо. Установлен 41 факт размещения в интернете экстремистских материалов (в 2011 году – всего 10 подобных случаев), возбуждено пять уголовных дел за подобные преступления и одно уголовное дело о преступлении террористического характера.
Главная проблема управления – кадры
– Многие оказались не готовы к новым требованиям, – заявил Александр Сысоев. – Эти люди – в том числе руководители территориальных органов районного и городского уровня – уволились со службы. Кто-то уходит на пенсию, полагая, что не сможет выполнять новые задачи. Общество упрекает нас, что мы иногда добываем доказательства «не теми» методами. А кто-то других методов не знает.
Из ста претендентов в возрасте от 18 до 35 лет отбор в полицию проходит только один – потенциальные полицейские в большинстве не соответствуют критериям военно-врачебной комиссии. Не хватает участковых уполномоченных и оперативников – в том числе потому, что эти вакансии в силу специфики работы не могут занимать женщины. Большая часть выпускников ведомственных учебных заведений отсеивается, причем самостоятельно – не все готовы стать настоящими полицейскими.
– Полицейский – такой же человек, только к нему предъявляются повышенные требования. Чтобы получать высокую зарплату, и усилия нужно прикладывать соответствующие. Приходится избавляться от старых привычек, от друзей, с которыми вчера за углом пиво пили, – отметил начальник управления.
По его словам, в начале года на работу в правоохранительные органы поступили трое молодых людей, и уже через три месяца все они покинули службу – «драки в ресторанах, нахождение в общественных местах в пьяном виде, другие правонарушения»:
– Полицейский и в ресторане полицейский. Если возникает конфликт, сотрудник органов внутренних дел должен разрешить его – в ином случае мы вынуждены его уволить, какую бы должность он ни занимал.
К слову, Александр Сысоев подтвердил, что в драке у «Центра Галереи Чижова» 16 января участвовал курсант института МВД.
Он также сообщил, что в минувшем году на нужды полицейских управление получило от государства порядка 75 миллионов рублей – эти средства пошли в том числе на приобретение 12 служебных квартир, что позволило проводить ротацию сотрудников, оказание им материальной поддержки, выплату компенсации за вынужденный съем жилья. Также полицейские могут рассчитывать на дополнительный десятидневный отпуск за ненормированный рабочий день и выходы на службу в ночное время и в выходные дни, а также на полное санаторно-курортное лечение.
Ответил Александр Сысоев и на упреки воронежцев, обвинявших полицейских в бездействии при проведении пикета против закона о запрете пропаганды гомосексуализма. По его мнению, правоохранительные органы полностью выполнили задачу обеспечения общественного порядка.
– Пикетчики вышли на площадь на законных основаниях. В действиях их противников мы усматриваем нарушения закона о проведении массовых мероприятий. Возбуждено административное производство. Виновных установим и привлечем к ответственности, если нарушения действительно было. Какая это ответственность – административная или уголовная – будет решено позже, – подчеркнул Сысоев.
Он также отметил, что полиция проводит проверку по факту причинения побоев одному из активистов, которого избили на подходах к площади, «пытаясь уговорить не принимать участия в пикете». Действия нарушителей стражи порядка оценят исходя из степени повреждений, нанесенных активисту.
– Мы беспристрастны. Речи не идет, что полиция этих не простила, тех простила. У нас нейтралитет. Мы рассматриваем действия граждан и квалифицируем их согласно законодательству, – сказал Александр Сысоев. – Мое мнение как человека – общество нетерпимо к этой проблеме. А как руководитель управления я считаю, что мы свою задачу выполнили.
По его словам, СМИ уделяли этой теме слишком большое внимание, «как будто других проблем нет»:
– Посмотрите, сколько детей было на этом мероприятии. Разъясните, почему на плакате написано «Папа плюс мама, папа плюс папа». Кто за это должен отвечать? Сейчас закон не определяет наказания за подобные вещи.
Еще одна тема, которая будоражит умы журналистов в последнюю неделю – убийство криминального авторитета Деда Хасана в Москве. В Воронеже покушений на «воров в законе» не было уже давно – по мнению начальника управления, их влияния на криминогенную ситуацию, суды и органы власти «не замечается».
– Таких людей в Воронежской области нет, – заявил Сысоев.