Воронежский «Театр равных» открыл VI театральный сезон постановкой по рассказам Михаила Зощенко «Граждане или прелести культуры». Премьера комедийного спектакля состоялась на сцене воронежского ТЮЗа в понедельник, 14 октября. В основе постановки – семь сатирических произведений Михаила Зощенко: «Собачий нюх», «Любовь», «В трамвае», «В пушкинские дни», «Фотокарточка», «Вынужденная посадка», «Браки заключаются на небесах». Спектакль поставил режиссер и преподаватель Воронежского института искусств Александр Сидоренко, это первая его работа с «Театром равных».
– Мы нашли общий язык быстро. Понятно, что актеры здесь без профессионального образования. Кто-то более адаптирован к сцене, кто-то менее, но мы изначально ориентировались не на кого-то конкретно на сцене, а на командную игру. Мы все вместе погружались в мир Зощенко, пытались там копать, понимать, проживать, пропускать через себя его рассказы. Конечно, как любой режиссер, я критичен к работе, сейчас кажется, что еще бы пару прогонов перед премьерой – и было бы еще лучше. Есть вещи, над которыми мы еще поработаем, – рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» Александр Сидоренко.
Новый спектакль «Равных» – это сатирическая история о жизни, судьбах, мыслях и окружающих людях. В произведениях Михаила Зощенко точно и ярко прорисовываются характеры и поступки героев. Герои рассказа «Собачий нюх» прилюдно под напором признаются в плохих поступках, о которых им не дает забыть их совесть. А посыл рассказа «Любовь» – надо доверять не словам, а поступкам человека. Это показано на примере главного героя произведения Васи Чеснокова, который говорил, что ради любимой готов хоть под трамвай лечь, хоть с моста прыгнуть, но забыл про свои чувства при встрече с грабителем.
По словам главного педагога «Театра равных», актрисы воронежского ТЮЗа Анны Гребенщиковой, труппе удалось сплотиться и выдать хороший результат на сцене.
– Я очень довольна этой работой. Работа сложная, но от этого и интересная. Ребята не стоят на месте, слышат и слушают режиссера, поддерживают друг друга, чувствуют жанр и зрителя. Сейчас уйдет премьерный нерв, и спектакль наберет обороты, а работа в нем будет приносить только удовольствие, – сказала Анна Гребенщикова.
Спектакль поставили в рекордные сроки – за два месяца. В нем задействованы 16 актеров. У многих основная работа не связана с театром, поэтому все репетиции были по вечерам, иногда труппе приходилось уходить из театра за полночь.
– Мы репетировали допоздна. Что заставляет бежать на репетиции с работы? Думаю, любовь к театру, интересный материал и уважение к таланту режиссера, не к каждому будешь ходить на вечерне-ночные репетиции после долгого рабочего дня, а у нас же это дело добровольное. В 20-30-х годах, которые описывает Зощенко, есть какое-то предвкушение «лучшей жизни», огромный энтузиазм, добрая наивность. Персонажи Зощенко, как дети, которые только учатся жить, знакомятся сами с собой и часто весьма невежественны. Михаил Михайлович остро чувствовал эпоху, со всеми ее изъянами и, мне кажется, нашел лучшую форму «воспитания» взрослого человека – сатирическую, – заметила актриса Валерия Джалилова.
До конца декабря 2019 года зрители увидят еще один новый спектакль «Театра равных» – «Гоголь страшно смешно» в постановке Никиты Рака. А весной 2020-го «Равные» выпустят премьеру «Эти свободные бабочки» в постановке Николая Кодинова.
«Театр равных» – уникальная творческая мастерская, где на одной сцене играют непрофессиональные актеры, до этого ни разу не выступавшие перед публикой, и молодые парни и девушки с ограниченными физическими возможностями.