В эту субботу в Воронеже прошел первый фестиваль живых статуй – шоу актеров, которые полностью покрывают себя краской под бронзу, серебро или золото, и застывают в одной позе, как настоящие скульптуры, но меняют позу, когда прохожие бросают им монету.
В Европе «живые статуи» появились в конце XX века, и давно уже проводят свои фестивали. Крупнейшим в мире конкурсом живых статуй считается Всемирный фестиваль живых статуй в Арнеме (Голландия), который ежегодно посещают около 350 тысяч зрителей. В нем участвуют около двух сотен живых скульптур. Фестиваль проходит с 1996 года, традиционно в последние выходные сентября.
В России люди-скульптуры – явление пока нечастое. Тем не менее и у нас фестивали живых статуй проходят в разных городах – в Москве, Санкт-Петербурге, Евпатории, Уфе, Мурманске. Однако действительно масштабного мероприятия, куда съехались бы участники из разных городов и из-за границы, среди них пока, увы, нет. Как правило, они собирают полтора-два десятка скульптурных композиций – столько же съехалось и на первый фестиваль в Воронеже.
– Живые статуи – это изюминка Сити-парка «ГРАД», нигде в городе таких больше нет, а у нас работают сразу три статуи. И после того, как они побывали на фестивале живых статуй в Голландии, нам захотелось организовать какое-то масштабное событие здесь, в Воронеже. Сначала думали просто собрать несколько статуй, потом решили провести свой фестиваль.
За звание лучшей «живой статуи» в Воронеже сражались 15 артистов из столицы Черноземья и других городов – Липецка, Тольятти, Евпатории, Москвы. Несколько металлических джентльменов, гладиатор, Король, Снежная королева, Инопланетянка, Шахтер, Дриада, Пират, Боксер, Баскетболист, Человек Дождя, Сатир и другие статуи претендовали на победу в конкурсе. В качестве экспертов выступали воронежские деятели искусств и чиновники из городского управления культуры.
Надо сказать, что подготовка участников была совершенно разной – например, серебряная принцесса Саша в костюм статуи нарядилась впервые. А художница Надя из Тольятти – в Воронеже она представляла образ Дриады – подрабатывает живой скульптурой уже пять лет.
Но победа в результате досталась мужчинам. Дородный Король в серебристом камзоле и парике в исполнении Виктора Васильева из Евпатории был назван лучшей статуей и получил награду за полноту художественного образа. Король действительно держался с достоинством настоящего властителя – медленно поднимал скипетр, не спеша брал за руки малышей, подошедших сфотографироваться, важно поворачивался к объективам фотокамер. Кстати, на фестивале в голландском Арнеме Виктор получил за этот образ награду в номинации «Эстетика».
Приз зрительских симпатий достался москвичу Артему Ананьяну, который изображал сатира. В этой, второй по важности, номинации все решали деньги – любимцем публики признавался тот, в чьем ведерке или корзинке прохожие оставили больше всего пожертвований. Сатир за пять часов умудрился заработать больше двух тысяч рублей.
А вот лучшим в номинации «Актерское мастерство» стал воронежец Никита Башлыков. Его персонажа жители нашего города знают хорошо – золотой джентльмен с зонтом в Сити-парке «ГРАД» появляется регулярно.
Быть статуей – дело не такое простое, как кажется: чтобы простоять какое-то время в одной позе, нужна серьезная физическая подготовка. Стандартный график – 40 минут статуя стоит почти не шевелясь (исключение делается только для медленных движений, которые вписываются в образ – Дриада разводит руками, джентльмен целует ручки дамам, Принцесса поднимает вверх то одну, то другую руку), потом 10-минутный перерыв. Во время фестиваля статуи провели так 5 часов.
По словам организаторов, воронежский фестиваль стал своего рода пилотным проектом: предполагалось, что если он пройдет успешно и будет интересен публике – а публика приняла его с восторгом – то следующий фестиваль они сделают еще масштабнее. Ждем следующего.
Больше фотографий с фестиваля можно найти в нашей группе "В контакте".