К 2021 году в Воронеже создадут новый Генплан, рассчитанный на 20 лет. К концу 2019 года город получит новую транспортную модель. Работу над документами обсудили на совещании в мэрии в среду, 16 января. Как отметил мэр Вадим Кстенин, система общественного транспорта будет кардинально перестроена уже к 2020 году.
– Это комплекс мер: от максимально жестких договорных условий с предприятиями перевозчиками до внедрения системы безналичной оплаты за проезд по единому проездному билету. Будут закупаться новые автобусы, могут быть организованы выделенные полосы и так далее, но без четкого понимания темпов и направлений развития города это все будут полумеры, которые смогут решить только локальные проблемы, – подчеркнул Вадим Кстенин.
По словам градоначальника, необходимо качественно провести сбор исходных данных по пассажирским потокам. На их основе будут приниматься решения о миллиардных вложениях. Работы проведут подрядные организации – ГАУ «НИПИ Генплана Москвы» и ФАУ «Росдорнии». Участие в них также примут профильные вузы и представители операторов мобильной связи, технологии которых позволяют в режиме онлайн выгружать информацию о том, какое количество горожан в конкретный момент перемещаются по каждой точке города. Исходные данные по пассажиропотоку учтут при разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта создания в Воронеже системы легко-рельсового транспорта. Работа над ТЭО займет около года. По словам мэра, ее, возможно, поручат зарубежным специалистам.
Руководитель НПО «Транспорта и дорог» ГАУ «Институт Генплана Москвы» Игорь Бахирев заверил, что методики сбора данных опробованы при разработке транспортных схем многих крупных городов – Ростова, Казани, Москвы. При расчетах применяются данные Пенсионного фонда о работающих гражданах, замеры лабораторией, прямые подсчеты на остановочных пунктах в городе. Руководитель темы разработки документов транспортного планирования «Росдорнии» Александр Чеботарев добавил, что измерение пассажиропотока будет проходить в течение двух месяцев, начиная с февраля 2019 года.
Изменение схемы организации дорожного движение также предполагает создание в Воронеже легкорельсового транспорта. Вадим Кстенин напомнил, что идею поддержали на федеральном уровне. Он отметил, что появление такого вида транспорта позволит решить проблему депрессивных территорий.
– Территория не может развиваться в отрыве от транспортной и иной инфраструктуры. Очевидно, что самое интенсивное развитие получат те места, которые окажутся в непосредственной близости к пересадочным узлам рельсового транспорта. Это надо учитывать и в Генплане, и в разработке схемы организации дорожного движения. Кроме того, меня особо интересует развитие центральной части, которую, как ни странно, тоже можно отнести к депрессивным территориям. Есть наша прекрасная историческая застройка, представляющая архитектурную ценность, которую необходимо беречь, но если вы свернете с проспекта Революции в какую-нибудь арку, то поймете, о чем я говорю. Центральная часть города – самая ценная территория – используется неэффективно. Там сегодня можно увидеть все что угодно: старые гаражи, покосившиеся нежилые здания, непонятные пустыри, занятые мусорками, и так далее. Это неправильно, эта часть требует обновления. Я не говорю о какой-то крупной застройке – архитектурный облик должен быть сохранен, но в рамках разработки проектов должны быть предложены решения, которые позволят использовать центр максимально эффективно. Это поручение губернатора Александра Гусева, – добавил глава города.
Итоги совещания подвел исполнительный генеральный директор японской компании Nikken Sekkei Research Institute Такаюки Ишикава.
– Для решения проблем, которые сейчас стоят перед Воронежем – оптимизация транспортной сети, создание легкорельсового транспорта, который станет эффективным решением для города-миллионника – следует рассматривать применение принципов проектирования, которые позволят придать экономическую целесообразность этому строительству. Также необходимо планировать развитие тех районов, которые будут прилегать к маршрутам прохождения ЛРТ и к транспортно-пересадочным узлам. В таких местах должен быть сконцентрирован бизнес, административные здания, места массового привлечения горожан. Также там должно появляться жилье для работников учреждений и организаций. Мы уже определили пять пространств, для которых подготовили пространственно-объемные решения, – рассказал Такаюки Ишикава.