3 апреля в Книжном клубе «Петровский» прошел второй круглый стол, связанный с созданием арт-кластера в Воронеже. В конце марта представители творческих институций города совершили поездку по арт-кластерам Москвы и теперь собрались, чтобы обсудить, что из опыта столичных творческих центров может перенять Воронеж. Мероприятие организовали руководитель арт-группы «Квадрат» Дмитрий Большаков и ректор ВГАИ Эдуард Бояков.
Первая встреча инициаторов создания арт-кластера состоялась в Воронеже в декабре 2013 года с участием руководителя московской «Стрелки» Ильи Осколкова-Ценципера и представителями администрации Воронежа. Гостем второй встречи стал создатель московского центра дизайна Artplay Сергей Десятов. Он рассказал о создании первого московского арт-кластера («Тогда слово кластер не знал, а возник он из заброшенного цеха, где на полу росли березки, а с потолка лилась вода. Я позвонил своим друзьям архитекторам и сказал: “Парни, мне нужен самый прикольный в городе офис”. А потом уже к нам стали присоединяться другие люди, какие-то магазины, студии»).
Через какое-то время из самого первого «цеха с березками на полу» Сергей Десятов и другие создатели кластера переместились в помещение на набережной Яузы – сейчас там находится центр дизайна Artplay. На сегодняшний день это комплекс площадью 70 000 кв м, где расположены архитектурные студии, дизайн-бюро, дизайнерские и интерьерные шоу-румы и знаменитая Британская школа дизайна.
– Наш кластер тематический: поскольку Москва очень большой город, мы сконцентрировались на архитектуре и дизайне интерьера и образовании в этих областях (на территории Artplay находятся семь школ, так или иначе связанных с дизайном), – пояснил Сергей Десятов.
Он также рассказал о планах дизайн-центра Artplay: создать сеть арт-кластеров в регионах России и за границей – одним из городов этой сети может стать и Воронеж, если в нем найдется заинтересованный собственник соответствующего помещения.
– Может быть, мы примем предложение Эдуарда Боякова и сделаем это и в Воронеже, если найдем вменяемого собственника. Мы сейчас ищем собственника, которому было бы интересно, оставаясь собственником, зарабатывать больше денег на красивом интересном проекте. В любом случае региональный проект будет отличаться от того, что делается в Москве: если столичный Artplay работает как дизайн-центр и специализируется на взаимодействии архитекторов и дизайнеров, то в регионе этот сегмент будет слишком мал. Однако даже при разной специализации столичных и региональных арт-кластеров у них будет общая история и общие проекты, например, будем привозить сквозные выставки, которые будут проходить сначала в Москве, а затем в регионах.
Однако насколько планы столичного дизайн-центра совпадут с планами воронежских творческих деятелей, пока неясно. Участники встречи подчеркнули, что пока все эти проекты находятся на стадии идеи.
– Пусть вас не вводит в заблуждение то, что мы вот так вместе тут сейчас сидим, – подчеркнул Эдуард Бояков. – Пока мы говорим только о возможных формах организации творческого кластера в Воронеже. Может оказаться так, что в процессе мы согласимся с идеями Сергея и будем работать вместе. А может быть, в процессе переговоров мы разойдемся в каких-то вопросах, допустим, решим, что нам нужно свое, воронежское название, а не Artplay или что-то еще нас не устроит, и мы станем конкурентами, у нас появится два разных кластера.
Тем не менее все участники круглого стола сошлись в том, что в идеале в городе должен быть не один творческий кластер, а несколько. Как показывает опыт таких образований в разных городах мира, они либо успешно сосуществуют, либо разделяются по специализациям. В целом же такое пространство, объединяющее представителей творческих индустрий города, в конечном счете влияет на культурный уровень и культурную среду всего города.
– В арт-среде принято убеждение, что работать успешно мешает конкуренция, творческие люди часто говорят: «Я к вам не пойду, как же я открою тут офис, если за стеной сидит Вася, который делает примерно то же, что и я, а напротив – Петя, у которого цены на 500 рублей ниже». Но на самом деле опыт показывает, что это не так и что вместе творческие индустрии дают больший эффект, чем их простая сумма. Если у трех дизайнеров было по 10 клиентов, то когда они объединяются в арт-кластер, их становится не 30, а 50. А еще в такой среде, где много клиентов и внутренняя конкуренция, сильно растет качество и появляются действительно выдающиеся проекты – и это уже становится конкурентным преимуществом города,
На сегодня проект арт-кластера в Воронеже все еще находится в стадии планирования и предварительных исследований. Как рассказал Эдуард Бояков, инициаторы создания арт-кластера сейчас ведут переговоры с собственниками помещений, где в теории мог бы разместиться творческий кластер, но конкретных решений пока нет.
О том, где в Воронеже может разместиться арт-кластер, читайте в нашем специальном проекте Urbis in Orbis.