Воронежские художники Евгения Ножкина, Сергей Горшков и Валерий Мишунин открыли «Мягкую выставку» в субботу, 3 декабря. Экспозиция работает в галерее Hoodgraf-studio (ТРК «Арена», бульвар Победы, 23б, 1 этаж).
Выставку решили назвать «мягкой» из-за мягких материалов большей части работ. Здесь и мягкие скульптуры, и живописные полотна на шелке, и гобелены из ткани. Позже, в противовес им, решили выставить и «твердые» скульптурные работы.
– Изначально мы хотели противопоставить мягкие материалы острому содержанию. Участники выставки – яркие, сильные, острые художники. Работы, которые они представляют, выполнены на «мягких» материалах, но при этом форма высказывания автора находится на острие времени, впрочем, как и содержание. Чтобы подчеркнуть такой контраст, мы решили привнести в экспозицию выставки и твердые материалы – скульптуры, – пояснила соорганизатор выставки Мария Старикова.
Организаторы – околокультурное сообщество «Знак равенства» – намеренно открыли «Мягкую выставку» в торговом центре. Так они подчеркнули демократичность современного искусства.
– Мы хотели, чтобы в выходной день человек, находясь в расслабленном состоянии, идя за покупками, неожиданно столкнулся с современным искусством, – пояснила журналист газеты «Коммерсантъ», сооснователь «Знака равенства» Мария Старикова, – Торговые центры – непростое место. Нас предупреждали, что сюда могут заходить с мороженым и трогать предметы искусства. Мы бы хотели максимально уйти от элитарного налета.
Валерий Мишунин
Фото – Михаил КирьяновВалерий Мишунин на «Мягкой выставке» представил живописную иллюстрацию к повести Андрея Платонова «Чевенгур» и «Жития святых», написанные акрилом и маслом по белому шелку. Сам художник говорит, что все его «мягкие» картины легко вмещаются в одну сумку. У покупателей, правда, «житийный» формат работ не пользуется популярностью, признался Мишунин
– В рюкзаке помещается целая выставка, – заявил художник.
Валерий Мишунин работает и со скульптурой: на создание архаического «Всадника» ему понадобилось много меди. По соседству с ним – скульптура «Бегство в Египет», с Марией, Иосифом и маленьким Иисусом. А на создание скульптуры Мадонны Валерия Мишунина вдохновила дочь, родившая сына.
Сергей Горшков показал «скатерть-самобранку» с деревянным «Советским шампанским», деревянные кораблики и часть инсталляции из серии «Игра в солдатиков», созданную несколько лет назад в соавторстве с Валерием Мишуниным. Художник изобразил флаги вымышленных армий («Белой розы», «Голубой розы»), в том числе «антивоенный» флаг и оружие из цветов – «боевые тюльпаны». По словам художника, «преподнести на поле боя цветок своему врагу – это сокрушительно». Еще одна часть инсталляции – деревянная скульптура солдатика – увеличенная копия детской игрушки, которая несет глубокую смысловую нагрузку.
– Этот солдатик является моей неосуществимой мечтой, – объяснил Сергей Горшков, – Если бы мне заказали создать памятник Неизвестному солдату, я бы взял обычного солдатика, которым играют дети, увеличил бы до пяти метров, отлил бы его из бронзы.
Евгения Ножкина представила ковры, созданные в гобеленовой технике, но вместо привычных нитей художница использовала ткань – кусочки одежды, штор, покрывала. По словам художницы, она ткет ковры не по определенному лекалу и форме, а пока не закончится ткань. Лишние кусочки не обрезаются, а органично вплетаются в форму получившихся арт-объектов. Поэтому эскизом руководит сама ткань, которой Евгения Ножкина предоставляет полную свободу. По словам девушки, каждый кусочек ткани, легший в основу ковра, имеет свою, личную историю.
– Эти работы связаны с определенным промежутком времени или с каким-то человеком. Для меня это документирование – маленький музей событий, которые меня окружают, – пояснила Евгения Ножкина.
Евгения Ножкина
Фото – Михаил КирьяновЗдесь же можно оценить и серию подушек фантастической формы, которые, как и гобелены, создавались без обрезков.
– Наши предки никогда не делали искусство ради искусства. Все они носили функциональный характер. Эти подушки будут здорово смотреться в домашнем интерьере, – сказала художница.
Все участники «Мягкой выставки» признались, что с радостью восприняли необычный формат выставок, устраиваемых в оживленном торговом центре.
– Мне нравятся разные инициативы: это как контрастный душ. Поэтому я люблю участвовать и в выставках Союза художников, и в выставках народного искусства, и в выставках культурного сообщества «Знак равенства». Мне понравилась их идея – нести искусство в народ, устроить выставку в самой гуще торгового центра, где со всех сторон идет торговля. И вдруг тут показывают искусство – не такое, как в художественном салоне, а какое-то непонятное. Видимо, люди воспринимают его как рекламную акцию, – поделился Сергей Горшков.
По словам хозяйки галереи Hoodgraf-studio Анастасии Чачиной, современного искусства многим зрителям не хватает.
– Нет ничего такого, что бы не нашло своего зрителя. Иногда к нам подходят люди, видят тумбочку и говорят: «О, какая классная инсталляция!». Люди сами ищут искусство, – объяснила Анастасия Чачина.