В Воронеже представили финалистов регионального этапа конкурса «Учитель года». Это учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №101» (Воронеж) Ольга Антропова, учитель начальных классов МБОУ лицей №4 (Россошь) Анна Бабенко и учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №8 (Острогожск) Наталья Олемская. Пресс-конференция педагогов прошла в областном Доме журналистов в пятницу, 29 апреля.
Мероприятие состоялось в формате «вопрос-ответ» и стало решающим испытанием для учителей – финалом регионального этапа конкурса «Учитель года».
Ольга Антропова рассказала, что решила участвовать в конкурсе, потому что хочет поделиться технологиями, которые приносят результат в педагогической деятельности.
– У меня есть личные наработки, которыми я хотела бы делиться. Они эффективны и успешны, – пояснила она.
Ольга Антропова
По мнению Анны Бабенко, конкурс «Учитель года» – школа, которую она желает пройти коллегам-учителям.
Анна Бабенко
Для Натальи Олемской конкурс – своего рода экзамен, поскольку учителю приходится проходить через испытания.
– С другой стороны, конкурс стал возможностью показать свое видение мира, русской литературы в школе. Кроме того, на конкурс идешь, желая найти единомышленников, которые поймут твое видение мира. Приятно найти профессионалов, которые окажут тебе поддержку, – сказала Наталья Олемская.
Наталья Олемская
Конкурсанты ответили на вопросы о современном образовании и секретах профессионального мастерства, которые задавали школьники, студенты Губернского педагогического колледжа и педагоги. Модератором дискуссии стал ректор ГБУ ДПО ВО «Институт развития образования им. Н. Ф. Бунакова» Александр Митрофанов.
Про индивидуальный подход к учащимся
По мнению Анны Бабенко, ей как учителю начальных классов проще всего найти «ключик» к каждому ребенку.
– Не зря говорят, что учительница – вторая мама. Я порой знаю те вещи, которые не знает никто, даже мамы и папы, – призналась педагог.
Она добавила, что для того чтобы быть учителем, недостаточно просто любить детей – нужно уметь быть наставником и даже другом для сложных и необычных детей.
Ольга Антропова отметила, что ее задача как учителя – сделать так, чтобы учеба в школе стала для ребенка комфортной средой. Например, в ее классе у школьников есть конструкторы лего, которые ребята собирают на перемене.
Наталья Олемская пояснила, что она работает в старшем звене, где подростки порой провоцируют учителей и устраивают им испытания на психологическую устойчивость и профпригодность.
– В такой ситуации очень важен индивидуальный подход. Мне важно, чтобы каждый ребенок услышал меня. Мне не нужно ломать его систему знаний и взглядов, но важно помочь ему узнать то, что он пока не видит, – рассказала Наталья Олемская.
Про педагогические технологии
По словам Ольги Антроповой, она использует технологии коллективного взаимообучения и проблемный диалог – дискуссия помогает вместе прийти к решению проблемы. Во время диалога ученик сам приходит к выводам и открытиям.
– Дискуссия на уроке должна быть обязательно. Нужно беседовать, разговаривать с детьми. В этой беседе мы видим личность ребенка, а не просто замыкаемся рамками упражнений. Самое крутое – услышать мнение ученика, – отметила учитель.
Наталья Олемская поддержала коллегу. По ее мнению, проблемный диалог сейчас – основополагающая технология в школе.
– Проблемный диалог зачастую переходит в дискуссию. А в споре рождается истина. Для меня ценно и то, что в дискуссии открывается личность ребенка, и то, что дети делают для меня какое-то открытие, – поделилась Наталья Олемская.
Анна Бабенко добавила, что использует на уроке и современные информационно-коммуникационные технологии. Например, электронные рабочие листы и обучающие сайты.
Как развивать интерес к обучению у современных детей
– Я учитель начальных классов, и мне повезло: почти каждый первоклассник идет в школу с радостью. Но с течением времени им перестает нравиться учиться. Моя задача – оставить их желание учиться на том уровне, на котором оно было 1 сентября. Для этого детей надо заинтересовать. Например, ребятам очень нравится заниматься исследовательскими проектами. Задача учителя – понять, что интересно ребенку, и работать в этом направлении, – отметила Анна Бабенко.
По мнению Натальи Олемской, дети не хотят учиться, потому что учеба – это труд, который в старших классах требует больших усилий.
– Моя система мотивации строится на том, что ребенку нужно показать его возможности. Показать ему, в какой сфере научной деятельности он может себя проявить. Детей нужно поощрять, поддерживать, – поделилась учительница.
Как наполниться энергией при профессиональном выгорании
Ольга Антропова призналась, что несмотря на то, что она много лет в профессии, пока не встречалась с эмоциональным выгоранием.
– Если что-то не так, я знаю, что виновата в этом только я сама. Главное в такие моменты – помолчать. Я иду в тренажерный зал или иду бегать в поля, – поделилась учительница.
По мнению Анны Бабенко, зарядиться энергией педагогам можно на встречах с коллегами – например, на форуме «Молгород».
– Другой вариант, который поможет зарядиться энергией, – это смена обстановки, отдых, новые впечатления, путешествия. Это все, что нас может отвлечь от школы, – отметила педагог.
Наталья Олемская рассказала, что учитель общается с большим количеством людей каждый день, поэтому проблема выгорания для него очень серьезна. По ее мнению, с этой проблемой рано или поздно сталкивается любой учитель.
– Делиться эмоциями и эмоционально заряжать окружающих рядом с собой – это каждодневный труд, – подчеркнула учительница.
Она рассказала, что бороться с эмоциональным выгоранием можно многими способами. Восстановить свои силы можно сменой деятельности (провел уроки – занялся пробежкой, провел уроки – поехал на экскурсию). Наталья Олемская призналась, что бороться с выгоранием ей помогает четкое планирование своей профессиональной деятельности.
– Когда есть четкий план действий, легче справиться с большим объемом работы. Конечно, иногда эти планы рушатся мгновенно – например, многочисленными незапланированными совещаниями, проблемами детей и родителей. Иногда это может вывести из эмоционального равновесия. Иногда, чтобы прийти в себя, достаточно просто прийти в класс и посмотреть, как на перемене общаются между собой дети, почувствовать эту радость жизни широко открытыми глазами, – рассказала Наталья Олемская.
Еще один способ, который помогает учительнице бороться с выгоранием, – общение с коллегами. По ее словам, трудности, с которыми педагог сталкивается в школе, важно проговаривать с другими учителями. Это помогает эмоционально разгрузиться. Другой прием, который помогает восстановиться, – саморазвитие.
– Нужно не останавливаться на достигнутом, не становиться брюзгой. Педагог должен следовать за современностью, – сказала Наталья Олемская.
Организатором регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2022» Воронежской области выступает департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, а региональным оператором – ГБУ ДПО ВО «Институт развития образования им. Н. Ф. Бунакова».
В этом году в региональном этапе конкурса участвовали 38 педагогов. Конкурсные испытания проходили в Воронеже в марте и апреле. Их разбили на четыре тура.
Первый тур «Я – учитель» включал два конкурсных задания: «Медиавизитка «Я – учитель» и «Профессиональный кейс». Во второй тур прошли 16 учителей, которые провели открытые уроки в Новоусманском образовательном центре.
В третий тур – «Учитель-мастер» – вышли восемь педагогов. Конкурсанты представили лучшие воспитательные и педагогические методики на мастер-классе. Учителя поочередно предлагали своим коллегам поучаствовать в воспитательной или учебной ситуации, с которой они сталкиваются каждый день.
Имя победителя регионального этапа конкурса объявят 24 мая на торжественном награждении «Педагогический олимп».