В Воронеже стартовала образовательная программа международного кинофестиваля «Новый горизонт» – первый мастер-класс провел режиссер и сценарист Алексей Нужный. Сегодня в книжном клубе «Петровский» Алексей рассказал о профессии кинорежиссера, дал совет, откуда брать сюжеты для сценариев и рассказал, как ему удалось снять свой самый первый фильм с Кевином Спейси в главной роли.
– У меня не было времени подготовиться к встрече, так что я буду импровизировать, – сообщил Алексей и тут же добавил, – я привык импровизировать, потому что кинопроизводство в России – это сплошная импровизация.
После короткого знакомства с аудиторией обнаружилось, что не меньше половины частников мастер-класса снимают кино и хотят стать режиссерами.
– Режиссеры – они талантливые, и 90% из них – без работы, – заявил Алексей. – Если вы хотите стать режиссерами, вы должны это знать. Чтобы получить работу, надо иметь необычный взгляд на мир.
При этом, по словам режиссера, неважно, где снимать кино: в Лос-Анжелесе, в Москве или в Воронеже - «важно – с кем снимать и что болит».
– Я сейчас снимаю кино о молодом отце, о самопожертвовании, – рассказал лектор. – Я сам молодой отец, полтора года я все свое свободное время отдаю дочери – и это тяжело, черт возьми. Только если вы снимаете кино о себе – тогда это будет интересно публике и это вызовет эмоцию.
Поговорив о философии профессии, Алексей перешел к практическим советам: где брать истории, как формировать сюжет фильма.
– Идеи мне приходят в голову каждый день, множество историй, я встречаю их в новостях, в жизни, – признался Алексей. – Но в истории обязательно должен быть оппонент, и чем сильнее оппонент, чем элегантнее злодей, тем интереснее история. Чем неординарнее ситуация, тем лучше. Есть несколько ключей: сначала я задаю себе вопросы «для чего?», «что я хочу сказать?». Например, в фильме «Конверт» главный герой у меня имеет необычное хобби: коллекционирует конверты и отправляет их в другую страну на вымышленный адрес. Через какое-то время конверт возвращается весь в марках и штемпелях. Необычно. Интересно. Есть движок. Эту историю я вычитал в книге, она происходила с реальным человеком, писателем Евгением Петровым. И вот я беру этот движок, героя, начинаю наращивать мясо – что с ним может произойти? Чего больше всего боится герой? С этим страхом его и надо столкнуть. Я как-то хотел снять фильм о людях, которые, как и я когда-то, уехали в Москву из моего родного города, Йошкар-Олы. И я стал думать: чего боится такой человек? Что у него ничего не получится. И все, я представляю сцену: он едет в машине, видит знак «Воронеж» и останавливается: что ему делать? И все, сцены уже рождаются сами собой. Еще один ключ – герой должен попасть в другой мир, более сложный. Возьмите любой известный фильм – там все так и происходит.
При этом, по словам Алексея, придумать что-то принципиально новое вряд ли удастся даже хорошему сценаристу:
– Кино уже сто лет, в нем все уже было. Первое, о чем тебя спросит продюсер, когда ты представишь свой фильм – это референс, то есть похожие фильмы – похожие по картинке, сюжету, идеям. И ты должен представить успешный референс. Если вы скажете, что это полностью ваше ноу-хау, я вам не поверю,
В качестве иллюстрации к своему рассказу Алексей показал свой собственный фильм «Конверт» (Envelope). После окончания Нью-Йоркской академии кино (NYFA) Алексей Нужный участвовал в конкурсе Jameson First Shot, организатором которого был Кевин Спейси («Я отправил заявку, там были еще какие-то задания, потом три этапа собеседования по скайпу с продюсерами – и я выиграл»). Выиграв конкурс, он снял короткометражный фильм «Конверт» о советском писателе Евгении Петрове (правда, в отличие от реального Петрова персонаж фильма живет в 80-е), главную роль в котором сыграл Спейси. Фильм был снят всего за два дня при бюджете в 50 тысяч долларов.
Хотя действие фильма происходит в Советском Союзе, съемки проходили в Лос-Анжелесе (после долгого обсуждения сценария его решили все же не менять). Поэтому поиск реквизита превратился в настоящий квест.
– Почтовый ящик я купил в Москве и притащил оттуда. Привез сигареты «Прима», еще что-то о мелочи – все, что смог. Машину мы там у каких-то армян за 100 долларов сняли. Вот только самолет пришлось снять американский – советский нашелся на какой-то киностудии, но его аренда стоила больше, чем весь наш бюджет, – рассказал Алексей.
При этом, по словам Алексея, хотя кинопроизводство в Голливуде значительно дороже российского («проект, который я снимал тут за 1,5 млн, там бы стоил 15 – там просто зарплаты другие, команда больше, никто ни на чем не экономит»), работа в Америке показалась ему во многом проще.
– Так выходит, что в России киноиндустрия хромает. У нас очень мало специалистов. Когда я снимал в Голливуде и сказал продюсеру, что мне нужен однорукий почтальон, на следующий день она мне уже прислала фотографии на выбор. А если говоришь такое у нас, то тебе скажут: «Да зачем, да ладно, да давай обойдемся», и так во всем,
Кстати, после этого фильма Кевин Спейси признавался в интервью, что, посмотрев на то, как работает Алексей, испытал «ощущение абсолютного счастья», и советовал продюсерам обратить на Алексея внимание.
Всего в рамках фестиваля «Новый горизонт» в Воронеже запланировано шесть мастер-классов с представителями киноиндустрии. Полное расписание можно посмотреть здесь.