Интеллектуальная система управления дорожным движением «Артемис» из 145 «умных» светофоров в тестовом режиме заработала в Воронеже. Как отметили специалисты японской компании Kyosan Electric на рабочей встрече с врио губернатора Александром Гусевым, по их замерам, время ожидания зеленого сигнала в среднем сократилось на 28%. Как воронежские водители оценивают работу новых светофоров, выяснил корреспондент РИА «Воронеж».
Как устроен «умный» светофор
«Умные» светофоры – интеллектуальная система контроля дорожного движения, работающая с помощью специальных датчиков. Несколько десятков таких «уловителей» установили на специальных «фермах», которые воронежцы увидели еще в конце 2017 года на протяжении всего Московского проспекта от остановки «Памятник Славы». Конечная точка, где система обрывается, – перекресток улиц Плехановской и Кольцовской. Датчики, собирая информацию о ситуации на перекрестках и анализируя ее, позволяют программе прогнозировать обстановку на дороге и координировать работу светофоров. Если дороги загружены, система увеличивает время работы зеленого света для автомобилей. Такой подход обеспечивает максимальную пропускную способность на каждом перекрестке.
Когда устанавливали новые светофоры
Систему «умных» светофоров в Воронеже разрабатывала японская компания Kyosan Electric в рамках программы «Борьба с дорожными заторами». По замыслу азиатских специалистов, система должна была повысить пассажиропоток на 7%, снизить количество выхлопных газов на 5-10%, а главное – уменьшить очереди на перекрестках и время в пути воронежцев на 20%.
Изначально работы по установке интеллектуальной системы должны были завершиться до 31 августа 2017 года. Однако доставку оборудования и оформление документов задержали, из-за чего сроки перенесли на начало 2018 года.
Начиная с середины января инженеры компании Kyosan Electric проводили мониторинг системы и вносили корректировки. Одной из проблем тестового режима оказалось поведение воронежских водителей, часто выезжающих за пределы стоп-линий. В итоге замеры производились в течение недели в утренние и вечерние пиковые часы. После этого японские специалисты заявили, что собираются повторить тестирование летом, так как сейчас на дорожное движение сильно повлиял снег.
В ходе рабочей встречи представителя компании Kyosan Electric Нотаки Рета и Александра Гусева глава региона отметил, что в случае позитивного эффекта от «умных» светофоров систему могут ввести еще на четырех улицах: Брусилова, Димитрова, 20-летия Октября и Кольцовской:
– Безусловно, нам бы хотелось рассмотреть этот вопрос в наших федеральных министерствах. Мы сейчас по результатам тестирования будем с такими просьбами обращаться. Надеемся на их поддержку, но, даже если этого не произойдет, мы все равно будем эту систему масштабировать, – пояснил Александр Гусев.
Какое время в пути было до «умных» светофоров
Корреспонденты РИА «Воронеж» решили на личном примере изучить работу «умных» светофоров. Для этого начиная с середины декабря 2017 года, почти полтора месяца, в утренние и вечерние часы пик мы делали собственные замеры на десяти перекрестках, которые сначала не были оборудованы японской интеллектуальной системой, а уже после «поумнели».
Главная утренняя пробка начинает собираться в районе красной пирамиды уже к 7:30. С этого момента путь до улицы Плехановской (остановка «Застава») занимает у водителя в зависимости от погодных условий и ситуации на дорогах от 35 до 55 минут. Самыми проблемными являются перекрестки возле Беговой и проспекта Труда и участки Московского проспекта от памятника Славы до Клинической и от Рабочего проспекта до проспекта Труда. Здесь концентрация транспорта всегда максимально большая. Постоять воронежцам приходилось и на виадуке, но пропускная способность этого путепровода явно выше, чем у ВОГРЭСовского или Чернавского мостов.
Проскочить пробку получается лишь от 45 Стрелковой Дивизии и до Рабочего проспекта и от проспекта Труда до виадука перед Заставой.
В вечерние часы пик, как правило, до введения «умных» светофоров время, которое требовалось, чтобы добраться от Плехановской до памятника Славы, сокращалось на 5-10 минут – в среднем от 25 до 45 минут. Основные места заторов оставались прежними. Связано это, скорее всего, с тем, что многие воронежцы стараются задержаться на работе, чтобы дождаться более свободной ситуации на дорогах.
Каким стало время в пути после установки «умных» светофоров
Несмотря на то что японская интеллектуальная система контроля дорожного движения работает в тестовом режиме, корреспондент РИА «Воронеж» оценивал ее в течение недели – с 22 по 26 января. После запуска «умных» светофоров значительных изменений во времени пути утром и вечером увидеть не удалось. Так, утром то же расстояние, которое преодолевалось за 35-55 минут, с «умной» системой иногда увеличивалось на 5-10 минут. Хотя это объяснимо – дорожную ситуацию усугубляли шедшие по ночам снегопады.
– Могу сказать, что пока в ситуации с «умными» светофорами много информационного шума, а конкретики мало. Посудите сами: японские специалисты заявляют, что провели запуск системы, а уже через день на встрече с врио губернатора дают цифры, что время ожидания зеленого сигнала в среднем сократилось на целых 28%. Как такое возможно? Я сам по образованию инженер по организации дорожного движения, и почти 30 лет назад мы занимались выстраиванием системы дорожного движения в Воронеже. Как профессионал, могу сказать, что эта система, безусловно, поможет городу, ведь японцы тестируют ее уже много лет. Но разгрузить дорогу такие светофоры смогут не в часы пик, а когда обстановка будет более-менее свободной. В моменты заторов эффект, скорее всего, окажется минимальным. Смотря вечером на карту пробок, я уже вижу, что если Московский проспект относительно свободный, то прилегающие «хвосты» раскалены от пробок.![]()
Николай Киселев
председатель регионального отделения «Комитета по защите прав автомобилистов»
Вечерняя дорога до дома отнимала от 30 до 55 минут, в зависимости от того, шел ли снег или дорога была убрана.
По мнению ряда водителей, после установки «умных» светофоров ситуация на дорогах пусть и медленно, но начала улучшаться. Например, один из наших собеседников Александр, проводящий за рулем личного авто по 4-5 часов день, выразил мнение, что нововведение уже дает положительный эффект:
— Не знаю, чем объяснить такое мнение, может, я сужу субъективно и пытаюсь найти положительные изменения. Однако так кажется мне и большинству моих друзей и знакомых, Московский проспект стал дышать легче. Правда, из-за сугробов и постоянных снегопадов все равно приходится стоять в пробках. Думаю, весной мы оценим пользу от «умных» светофоров, – подытожил Александр.
Что думают о системе профессиональные водители
Водитель троллейбуса №7 Игорь:
– Я не могу пока ни хвалить, ни ругать эту систему. Да и мои коллеги тоже. Мой маршрут проходит как раз там, где установлены новые светофоры, но пока у меня было лишь 2-3 пиковых часа, а они не могут быть показательными. Думаю, через пару месяцев смогу точно оценить работу системы.
Водитель одной из городских служб такси Виктор:
– Если честно, ничего положительного я в этих «умных» светофорах не вижу. По-моему, ситуация на дороге вообще не меняется. Пока никто из моих знакомых ничего хорошего по этому поводу сказать не может. Город как стоял в пробках, так и стоит. Поэтому нам вообще часто приходится миновать Московский проспект и Плехановскую по прилегающим улицам, потому что там можно хоть как-то сократить время в пробке.
Водитель маршрута 5а Александр:
– Знал, что раньше новые светофоры обкатывали, и поэтому замечать какие-то изменения не удавалась. Но когда нам перед выездом на маршрут сказали, что система работает, я сам для себя подметил, что и утром, и вечером получается быстро проходить заторы. Сегодня буквально пролетел Московский проспект. Хотя скажу сразу, что автобусы привязаны к жесткому графику, поэтому в любом случае приходится очень быстро объезжать заторы, перескакивая через полосы, чтобы пассажиры успевали вовремя добраться до места назначения. Мне кажется, что ситуация на дорогах улучшилась.