, Воронеж
  • 7808

«В Сети – раздолье для обмана». Воронежский полицейский – о тактике мошенников

Стариков и молодежь обманывают по-разному
«В Сети – раздолье для обмана». Воронежский полицейский – о тактике мошенников «В Сети – раздолье для обмана». Воронежский полицейский – о тактике мошенников
РИА Воронеж Текст — , фото — из архива

В 2021 году 3,5 тыс. воронежцев пострадали от действий мошенников. Суммы потерь – миллионы рублей. Потерпевшие часто даже не обращаются в полицию, считая это гиблым делом. Правоохранители уверяют – зря, они научились раскрывать такого рода преступления. По крайней мере у 30% обманутых есть шанс вернуть свои кровные.

Принципы – как не попасться на ухищрения злоумышленников – общеизвестны: не говорить кодов, не давать денег, пока не выполнена работа, не откликаться на сомнительные сообщения на почте, не давать свои банковские карточки в руки посторонним. Однако жертв обмана меньше не становится. В регионе фиксируется до двух десятков пострадавших от рук аферистов ежедневно. Для каждой социальной группы мошенники разрабатывают свои формы обмана. О самых распространенных из них корреспонденту РИА «Воронеж» рассказал заместитель начальника отдела по раскрытию мошенничеств общеуголовной направленности уголовного розыска ГУ МВД по Воронежской области Сергей Бучнев.

«Авито» и «Юла»

Люди молодого и среднего возраста чаще всего попадают впросак через сайты бесплатных объявлений. По словам полицейского, в 2021 году около 14% своих жертв злоумышленники нашли именно там. Электронные доски объявлений пользуются огромным спросом: там реально можно подешевле что-то приобрести, а также избавиться от ненужного с прибылью для себя. Популярность этих сайтов растет, а вслед за ней – и случаи мошенничества. Как понять, что перед вами не мошенник, а честный продавец – настоящая головоломка.

Одна из многих

Некоторое время назад журналист РИА «Воронеж» сам едва не стал жертвой обмана на одном из таких сайтов.

Выкидывать кровать рука не поднималась, при этом места ей в квартире не было. Сфотографировав ее, я выложила объявление о продаже на «Авито» за символические полторы тысячи. Не прошло и трех минут, как зазвонил телефон.

Резковатый женский голос с едва заметным акцентом стал быстро задавать вопросы.

– Она выглядит так же, как на фотографии? Сколько ей лет? Кто на ней спал? Где вы находитесь?

Я добросовестно ответила на все вопросы, и дама вынесла вердикт:

– Беру! Только прямо сейчас снимите объявление. Через полчаса к вам приедут грузчики.

На часах было восемь вечера, но я размышляла не о том, не поздновато ли для грузчиков и не слишком ли быстро сработало объявление, а не продешевила ли я, продавая такую прекрасную кровать за такие смешные деньги.

Меж тем дама продолжила атаковать:

– У вас есть не «сберовская» карта? А то у меня с «Миром» неконнект. Я вам сейчас переведу деньги.

Карта другого банка, оказавшаяся под рукой, была как нельзя кстати.

– Отлично! Диктуйте номер! – командовала дама.

Я подчинилась и зачитала набор цифр. После этого покупательница попросила меня посмотреть, пришла ли SMS о переводе денег. В ответ на мое «нет» отключилась. Через мгновение перезвонила:

– Сейчас вам на телефон придет код моей карты. Я рассчитываю на вашу порядочность и на то, что вы им не воспользуетесь. Тут произошел маленький сбой – я к вам подключилась, и код придет не мне, а вам. Продиктуйте его, пожалуйста. Мне нужно разобраться, ушли ли деньги.

Почему я поверила в эту белиберду – вопрос к моей реакции.

Когда я стала читать код, на котором было написано «никому не сообщайте», мои домочадцы переполошились. Я только замахала руками: «Это не то, что вы подумали».

Меня спасли плохое зрение и разгильдяйство – я перепутала цифры. Когда мне пришел новый код, и дама вновь потребовала его зачитать, я вдруг «протрезвела», сбросила номер и позвонила на горячую линию банка. В службе безопасности мне сообщили: «С вашей карты была попытка снять всю наличность, но ее заблокировали».

Как оказалось, телефон, с которого мне звонили, был зарегистрирован в другом регионе и за последние четыре дня проявил невероятную активность – с него были совершены сотни звонков.

– В 2020 году было совершено более 300 подобных преступлений, в 2021-м – около 500. Рост налицо. Два в день приблизительно, – рассказал Сергей Бучнев.

По его словам, есть целый клан мошенников, которые специализируются на обмане именно на подобных сайтах.

– Большим спросом пользуются странички потенциальных продавцов с положительной историей. Ими торгуют! – поделился правоохранитель.

Он сообщил, что вести «чистую» историю часто поручают несовершеннолетним за небольшую плату. Привлечь их к ответственности за подобное практически невозможно.

Что делать, чтобы не стать жертвой обмана

– Перед тем, как приобретаете товар на сайте, убедитесь в том, что сайт является оригинальным. Если при покупке вам предлагают пойти по какой-то ссылке, то, вероятнее всего, вы отправляетесь на дубликат сайта. И тогда уже действуете под диктовку мошенников. У них все четко, как в математике. Ты выбрал товар, дальше они подсовывают свой алгоритм, нажал на ссылку и лишился денег. Не сообщать информации о своих банковских картах, четко соблюдать правила сайта, не идти на поводу у продавца, – проинструктировал Сергей Бучнев.

– Можно проверить номер телефона вашего визави с сайта. Есть такое приложение Getcontact. Его можно скачать. Если в каком-то телефоне этот человек как-то записан, вы сможете это увидеть. Если, к примеру, выпадают теги «мама», «папа», «брат», то человек настоящий. А бывает, что выпадает – «мошенник» или что-то подобное, тогда нужно срочно блокировать этот номер, – поделился советами полицейский..

Не нужно делать предоплату, расплачиваться в момент приобретения товара. Если продавец на это не идет – повод задуматься.

Карточный фокус

Самое распространенное преступление в IT-сфере – блокировка банковской карты с необходимостью внести деньги. Такие преступления, по словам Бучнева, составляют 80% от всех. Обманывают таким образом до 15−20 воронежцев в день. Суммы, которых они при этом лишаются, – от 50 тыс до 2 млн рублей.

«На вашем банковском счете зафиксирована подозрительная активность, свидетельствующая о работе мошенников», – говорят потенциальной жертве либо «сотрудники службы безопасности банка», либо «представители силовых структур». Эта слова магически действуют на людей и заставляют выполнять условия мошенников. Каким образом сотрудники банков смогли отследить эту «подозрительную активность», никто почему-то не задумывается.

– Мы не можем перебороть этот вид преступлений. Спасет только профилактика. Удивительно, что столько людей пострадало, так часто рассказывают о подобном обмане, а люди все равно наступают на те же грабли. Говорят, что звонят из банков, шлют смс, предлагают перейти по ссылкам. Просят продиктовать реквизиты, взять кредит в банке. Люди верят и лишаются наличности. Надо четко понимать: никто из банков таким образом звонить вам не будет! – уверен Бучнев.

– Сейчас принят новый закон о связи, на который у нас большие надежды. Там все четко прописано. Все люди, которые совершают преступления в этой сфере, используют либо подмену номеров, либо IP-телефонию (берут в аренду некие телефонные номера). Согласно новому закону, каждый человек должен быть привязан к своей sim-карте, иначе никаких действий совершить нельзя. Будет работать программа, которая, зафиксировав какие-то подозрительные операции, телефон отключит. Этот закон был принят в конце 2021 года. Пока о результатах и последствиях его принятия говорить рано. Когда закон заработает в полной мере, преступники на 80% лишатся своих возможностей, – считает правоохранитель.

Сергей Бучнев
Сергей Бучнев

По его словам, деньги при такого рода обмане вернуть можно, но при условии своевременного обращения в банк, который заблокирует операцию. А представители кредитной организации при этом должны обратиться в полицию. Но если мошенники используют qiwi-кошелек, шансов получить назад свои средства мало.

Правило в общении с подобного рода аферистами, по мнению Бучнева, одно: класть трубку.

Не вводите никаких ссылок, не сообщайте никому номеров своих банковских карт и пин-кодов.

«Помощницы» для бабушек

– Это сравнительно новая форма обмана, но в последнее время она набирает обороты. Бабушки приходят в Сбербанк платить за квартиру. В отделениях, где людей побольше, находятся некие доброхоты – женщины из очереди, которые берутся помочь. Бабушка дает им свою карту, диктует пин-код, «помощница» через банкомат вводит все данные, а потом отдает старушке другую карту. Та не сразу узнает об обмане. Это еще хорошо, если есть телефон, который сообщает о снятых деньгах. А могут и через несколько дней понять, что карта не та, а денег нет.

Совет: не диктуйте своих данных посторонним людям, не отдавайте в руки свою карточку. И уж если нужна помощь, обращайтесь непосредственно к сотрудникам банка. В зале обязательно есть специально обученные люди, которые помогут.

Мошенничество с ДТП

Как ни странно, но такой древний обман, как «мама, я попал в ДТП» до сих пор в тренде. Более того, в последнее время произошел очередной бум подобного рода преступлений. По словам, Сергея Бучнева, 3−4 воронежца в день становятся его жертвами.

Схема классическая. Потенциальной жертве на телефон звонит неизвестный и представляется следователем или инспектором ДПС. Затем звучит: «Ваш сын попал в аварию, и теперь ему грозит тюремный срок». Ситуацию можно уладить за небольшую «мзду». Как правило, речь идет о миллионе рублей (реально, по словам Бучнева, платят от 40 тыс. до 400 тыс. рублей).

Трубка передается «сыну», который сдавленным голосом подтверждает сказанное. Голос близкого родственника спутать с чьим-то другим сложно, но когда стресс и к тому же проблемы со связью – как показывает практика, путают. По словам правоохранителей, когда люди начинают паниковать, они редко слушают голос разума. Мошенники не дают возможности положить трубку, все время держат человека в напряжении. До тех пор пока не получат деньги.

Однако сейчас этот алгоритм немного трансформировался.

– Теперь чаще не «сын», а «дочь» или «внучка» становятся участниками ДТП. И жертвы обмана слышат сдавленный голос не юноши, а девушки. Остальное, как под копирку. Новость еще и в том, что из мест не столь отдаленных стали звонить гораздо реже, чем раньше. Звонят несудимые люди, из других городов, часто из ближнего зарубежья, а деньги забирает курьер. Как правило, таксист, которому оплачивают поездку. Таксиста привлечь к ответственности нельзя. Он не в курсе обмана, умысла на совершение преступления у него нет, таким образом обман становится бесконтактным, – отметил Бучнев.

Как правило, у той же бабушки не хватает здравого смысла позвонить своей угодившей в перипетию родственнице. А первое, что нужно сделать – набрать ее номер.

Чтобы уберечь себя от обмана, выясните нюансы ситуации. Сомневаетесь, что говорите с родственником – спросите то, что посторонний человек знать не может. Стоит рассказать о мошеннической схеме пожилым родителям. Это застрахует их от возможных злоумышленников в будущем.

Часто потерпевшие даже не обращаются в полицию. А ведь такие преступления полицейские, по их словам, давно научились раскрывать. Правда, поймать самих мошенников не всегда получается, они зачастую скрываются в других регионах или даже странах.

Например, в 2020-м году было совершено почти 4 тыс. преступлений в IT-сфере, больше 30% этих преступлений правоохранителями были раскрыты.

– Когда в 2017-м году преступления в этой сфере только начались – раскрывалось и вовсе около 6%. Мы потихоньку учимся, но преступники учатся тоже. Пока мы за ними не успеваем. Поэтому людям нужно самим проявлять бдительность и не давать повод мошенникам разживаться за их счет, – подвел итог Бучнев.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: