Ситуационный центр по наблюдению за выборами Общественной палаты Воронежской области в воскресенье, 13 сентября, подвел итоги двух дней досрочного голосования. По данным специалистов, участковые избирательные комиссии «продолжают испытывать зачастую переходящие границы действия со стороны контролеров, представляющих интересы кандидатов и избирательных объединений».
– Интересно, что наиболее активно в этом направлении действуют жители других регионов — Самарской, Волгоградской, Тамбовской, Свердловской областей, назначенные членами комиссий с правом совещательного голоса. Порой их действия являлись явным злоупотреблением полномочиями, они практически терроризировали членов комиссий с правом решающего голоса, – подчеркнули в ситуационном центре.
В центре по наблюдению за выборами задействованы 34 мониторинговые группы, которые отслеживают информацию о голосовании в Воронежской области.
– Ситуационный центр по всем вопросам дает разъяснения и проводит проверки данных. Так, председатель участковой комиссии 13/38 Советского района Воронежа допустил нарушение законодательства и не позволил наблюдателям расписаться на опечатанных сейф-пакетах от 11 сентября. Пришлось разъяснять порядок проведения досрочного голосования. Подогревают ситуацию фейки. Например, одно из СМИ заявило, что Общественная палата Воронежской области платит бабушкам за агитацию в пользу одной из политических партий. Этот факт был проверен ситуационным центром. Выяснилось, что на избирательный участок 14/29 Центрального района Воронежа было назначено два общественных наблюдателя. Первой на участок прибыла наблюдатель – Лызлова, второй наблюдатель, Загорская, появилась на участке позже и не была допущена к наблюдению, поскольку, согласно избирательному закону, в помещении для голосования наблюдение ведется только поочередно. Из уважения к почтенному 85-летнему возрасту наблюдателя Загорской члены комиссии не стали препятствовать тому, чтобы наблюдатель находился с ними вне помещения для голосования, – рассказали в ситуационном центре.
Наблюдатель Загорская в присутствии членов комиссии при голосовании вне помещения позволила давать «рекомендации» по месту для проставления отметки в бюллетени. Женщина пояснила, что ее знакомый спросил, где в бюллетене находится интересующая его фамилия. Наблюдатель показала, в какой строке ставить отметку.
– Сотрудники полиции составили протокол по ст. 5.10 КоАП РФ в отношении Загорской С. Е. Общественная палата Воронежской области считает, что данные действия недопустимы, наблюдатель от Общественной Палаты обязан сохранять полную беспристрастность, поэтому Палата приняла решение об отзыве наблюдателя. Однако единичный случай связан с ярким эмоциональным настроем конкретного наблюдателя. На основе единичного случая, связанного с пожилым человеком, СМИ сделало недопустимое обобщение в отношении 6 тыс. общественных наблюдателей, – подчеркнули в ситуационном центре.
Результаты работы Общественной палаты Воронежской области были отмечены Координационным советом Общественной палаты РФ. Подход к формированию решений, реагированию и мониторингу ситуации в процессе голосования рекомендовали к использованию в других регионах.