Уроженец Воронежской области Петр Кащенко добился строительства народного памятника Победы в Липецке, в котором ветеран проживает большую часть своей жизни. Средства на монумент пенсионер собрал за 14 лет с помощью местных жителей. Осенью 2014 года Петр Кащенко перевел на счет липецкой мэрии 2 982 126 рублей и 60 копеек. Народный монумент, который в народе уже называют стелой Кащенко, торжественно откроется 9 мая 2015 года. Корреспондент РИА «Воронеж» побывала в Липецке и узнала историю воронежца, для которого построить памятник Победы стало делом чести.
С Петром Ивановичем Кащенко мы встретились в его скромной учительской квартире. Год назад он полностью ослеп и теперь передвигается по дому по специально натянутой веревке, а на улицу выходит в исключительных случаях. Но слепота не помешала ветерану вести активный образ жизни. Правда, из-за проблем с глазами сейчас все больше дел приходится решать по телефону.
Подписной лист с фамилиями пожертвовавших на памятник
Фото — Михаил Кирьянов– Значит, вы с моей малой родины приехали? Давно я в Воронеже не был, говорят, он похорошел сейчас. Моя жена, кстати, тоже из Воронежа. Помнит, как его в 42-ом бомбили. Маргарита, ты где? Расскажи, как ты еле ноги унесла тогда,– подзывает к себе супругу ветеран.
– Да, я тогда чудом спаслась. Перед войной моих родителей отправили работать в Липецк, а летом 42-го мама отправила меня вместе с военными к дедушке в Воронеж, думала, там мне спокойнее будет. Но когда я приехала к нему, он только спросил – Липецк бомбят? Я сказала, что нет, и он попросил военных снова забрать меня к матери в Липецк. Мы поехали обратно и на Кольцовской под бомбежку попали, машина наша быстро рванула в сторону выезда и там, где сейчас памятник Славы в Северном районе, мы нырнули в лесополосу. Следующий раз я была в Воронеже спустя год. Страшно было смотреть на разрушенный город, он был одним сплошным пепелищем, а еще хорошо запомнился немецкий танк, который почему-то стоял на улице Кирова, – рассказала Маргарита Кащенко.
Петр и Маргарита Кащенко
Фото — Михаил Кирьянов– А я в январе 43-го на фронт ушел из Борисоглебска. Помню, что, когда война началась, мы с братьями на Хопре рыбу ловили. Вернулись в город, смотрим, с людьми что-то не так. Все озабоченные, женщины в слезах. А потом нам сказали, что немцы на Союз напали. Мы тогда не понимали всю серьезность ситуации, думали, война скоро закончится и лично нас она особо не коснется, но все сложилось иначе. До того, как меня призвали, мы раненым помогали в госпитале, всякого там насмотрелись, но мысли, чтобы как сейчас говорят «откосить», никогда не было,– добавляет Петр Иванович.
Неугомонные!
Победный май Петр Кащенко встретил под Прагой. Потом еще пять лет отслужил в армии, а после демобилизации поступил в педагогический институт. После окончания по распределению отправился учителем английского языка в одну из школ Липецка, да так там и остался. По словам ветерана, ему всегда хотелось не просто учить детей, а воспитывать в них командный дух и интерес к жизни.
– Мои ребята всегда неугомонные были! Однажды мы поставили себе такую задачу: собрать столько металлолома, чтобы нам за него трактор дали. Решили и сделали. Три «КРАЗа» металлолома тогда сдали, и нам на торжественной линейке за это ключи от трактора вручили, в какой, правда, совхоз техника пошла, я не знаю, но для нас это неважно было. А когда в 1988 году в Армении землетрясение случилось, мы одним классом на 165 рублей макулатуры собрали. По тем временам это неплохие деньги были, буханка хлеба 18 копеек стоила. Также с ребятами груши в школьном саду сажали, сосны в лесу, в походы ходили, в которых я им часто о войне рассказывал. И вот однажды мои восьмиклассники заявили: "А давайте, Петр Иванович, поставим в городе памятник Победы". Я сначала отмахнулся от этой идеи, но ребята были настойчивые, и мы начали действовать, – вспоминает Петр Кащенко.
Вопрос о сборе денег на памятник вынесли на педсовет, школьный коллектив идею поддержал. Первые деньги, 30 тыс. рублей, Кащенко и его ученики заработали на сборе металлолома. Ветеран говорит, что эта сумма могла быть и больше, но в то время у них появились конкуренты – цыгане, которые также везде искали ненужную арматуру и радиаторы.
– Спустя время, мне предложили юридически оформить организацию со своим лицевым счетом, чтобы деньги хранились в надежном месте и не приходилось волноваться, целы они или их потратили на что-то другое. Все деньги на протяжении этих лет лежали на счету, как говорится, не мертвым капиталом, а работали. На вклад в банке в итоге набежали проценты — 95 тыс. рублей,– объяснил Петр Иванович.
Чем богаче, тем жаднее?
За 14 лет инициативный пенсионер побывал на каждом маломальском предприятии города, в школах и вузах. Рассказывал, что городу очень нужен памятник Победы и, если есть желание, можно внести свою лепту в установку монумента. Сначала на Кащенко косились, говорили, что невозможно одному человеку потянуть такое дело, но настойчивый ветеран не сдавался, а шаг за шагом продолжал двигаться к своей цели.
Деньги, по воспоминаниям ветерана, люди давали по-разному. Кто-то охотно выделял из своего бюджета большие финансы (судейская организация передала почти 200 тыс. рублей – прим. ред), другие со скрежетом доставали из кармана мелочь и прозрачно намекали, чтобы он больше к ним не приходил и ничего не просил. Но ветеран на них не обижался. Ему каждый рубль дорог.
– Простые люди охотнее деньги давали, чем богатые. Даже бомжи как-то 6 рублей дали на памятник, а вот миллионеры жадные у нас. Но особенно запомнился мальчонка один, который сказал, что очень хочет помочь с памятником, но у него всего пара рублей в кармане, так ему тогда обидно было, что в карманах пусто. А потом я узнал, что парнишка из детдома, и так на душе приятно стало, что у нас такие дети растут и что поколение у нас вовсе непотерянное! – рассказал Петр Кащенко.
Многие открыто спрашивали, неужели за все 14 лет у ветерана не было соблазна взять на личные нужды хотя бы пару десятков тысяч рублей. Этим гражданам, говорит Петр Иванович, хотелось «дать по харе» за такие слова, да воспитание не позволяло.
– Меня, видать, дураком некоторые считают, что за все это время денег со счета не своровал, да еще и свои премии, которые за активную социальную позицию вручали, в фонд памятника переводил. Я даже, когда деньги мэрии переводил, те 25 рублей, что сняли автоматически со счета памятника, потом из своего кармана внес. Каждая копейка, собранная за все время, должна быть направлена на создание памятника! – объяснил ветеран.
Деньги любят счет
Супруга Петра Ивановича, с которой он вместе уже 60 лет, показывает нам папки с подписными листами. Аккуратно раскладывает их на столе. На каждой пометки – «школы», «вузы», «предприятия», «медицина».
– В этих папках данные о всех людях, которые жертвовали деньги на памятник. Ни одна фамилия не утеряна, порядок в документах идеальный. Вот смотрите, это сведения о сборах в 2004 году в 6 "В" классе 31 школы Липецка. Ребята передали 14 рублей, а вот в этих бланках записи о сборе в телекомпании ТВК и техническом университете. Здесь все те, в чьи двери удалось Петру достучаться, – улыбаясь, говорит Маргарита Кащенко.
И все-таки решающей дверью, в которую смог достучаться ветеран, стала липецкая мэрия. Городская власть поддержала ветерана и заявила, что готова внести в бюджет памятника Победы недостающие средства – 27 млн рублей.
– Изначально я хотел, чтобы на памятнике были фигуры солдата-победителя, тружеников, главнокомандующего, но с ними стоимость проекта увеличилась бы еще на много миллионов рублей, поэтому мы решили отказаться от человеческих фигур и остановились на стеле. Как говорится, просто, но со вкусом. Оригинальность памятнику придадут четыре ступени у основания – первую сделают из черного мрамора, она будет посвящена началу войны — периоду 1941-1942 годов, победе под Москвой.
Вторая ступень – серая, символизирует битву за Сталинград и Курскую дугу. Третья ступень — из красного мрамора – освобождение всей территории СССР от вражеских войск и четвертая будет белой – это Победа, начало мирной жизни. А на самом верху стелы будет находиться орден Победы, – объясняет задумку ветеран Кащенко.
Победа должна быть на виду!
Памятник Победы будет стоять в Липецке на площади Победы. На этом месте настоял сам Петр Иванович. Для него было важно, чтобы народный монумент всегда был на виду у народа.
– В городе на площади Победы не было ничего, что бы символизировало Победу советского народа. Самая главная достопримечательность там – центральный продуктовый рынок и вереница магазинов и торговых центров. Слава Богу, теперь там стела появится, – вздыхает Петр Иванович.
– Ваше детище, ваша боль – народный памятник Победы, торжественно откроется весной этого года. Не представляю даже, что творится у вас в душе в преддверии этого события...
– Большую радость и ...обиду испытываю. Обидно, что я ослеп за год до открытия памятника и не увижу его во всей красе. Возможно, даже вообще не пойду на его открытие, чтобы душу себе не терзать. А еще мне не дает покоя то, что 99 тыс. 195 рублей собранных на памятник денег у нас осели в обанкротившемся банке, и теперь страховая компания не хочет нам возмещать ущерб. Но это же деньги, собранные по копейкам народом, я так это дело не оставлю, добьюсь их возвращения и переведу на счет мэрии на благоустройство памятника.
Привет на родину
Прощаясь, Петр Иванович жмет нам руки и просит передать привет родной сестре в Борисоглебск.
– Ее Тясто Ирина Ивановна зовут. Мы с ней уже давно не виделись, только по телефону общаемся, пусть сестренка в газете на месте посмотрит. Ирина, привет тебе, родная, я еще держусь, не сдаюсь, и ты тоже не хворай!