В предыдущем тексте специального проекта «Urbis in Orbis» РИА «Воронеж» и бюро средового проектирования «Урбонавтика» мы сравнили перспективы создания арт-кластера в Воронеже с опытом городов, уже реализовавших концепцию «культурных кварталов». Сегодня мы начинаем рассказ о площадках, на которых может расположиться первый черноземный арт-кластер. Как и в прошлый раз, в тексте будет не только описание положения дел в Воронеже, но и успешные примеры из российского и мирового опыта (Orbis).
Арт-квартал - это новая рыночная ниша для воронежского девелопера. Традиционно бизнес не брал в расчет образ жизни специфической группы граждан, описанных в работе Ричарда Флориды, под именем «креативного класса». К представителям ядра «креативного класса»исследователь относит людей, занятых в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений. Их экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания. Помимо ядра, в «креативный класс»входит обширная группа специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, здравоохранении и смежных областях деятельности.
В Москве потенциальная доля «креативного класса» в общей массе жителей составляет менее 14%. Такие данные дают исследования российских социологов. Оценивая потенциал «креативного класса» Воронежа, можно взять два показателя: количество билетов, проданных на Платоновский фестиваль (в прошлом году 50 спектаклей и концертов посетили более 19 тысяч зрителей, а всего на мероприятиях форума побывали около 40 тысяч человек), и количество студентов (около 100 тысяч человек). Это разные аудитории, если оценивать их, исходя из социального и культурного опыта, но они дают представление о будущих посетителях арт-квартала. Расположиться же он может практически на любой индустриальной площадке Воронежа.
Комплекс на улице Кирова
Из всех возможных вариантов комплекс старых промышленных зданий на улице Кирова расположен удобнее всего. Добраться досюда, например, от улицы Перхоровича в Юго-Западном районе или из расположенного в противоположном конце города района СХИ можно всего за 25-30 минут. Здесь уже налажена система обеспечивающих коммуникаций: вокруг этой площадки достаточно остановок общественного транспорта и пешеходных дорожек. В перспективе пешеходная зона может появиться и внутри потенциального арт-кластера. К тому же на площадке на Кирова уже формируется опорный каркас предоставляющих услуги компаний.
Но этой территории удобно с помощью дизайнерских решений разграничить рекреационную, общественную и офисно-деловую зоны. К слову, здесь вполне подошла бы традиция поименований, скажем «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария» – по аналогии с уже вступившим в строй бизнес-центром «Галеон», выходящим на ул. 20 Лет Октября. Этот квартал вполне способен приносить давать отдачу гораздо больше «обычных» для офисных центров 10 часов в сутки – с утра и до 18-19 часов. В вечернее время вполне может заработать внутренняя территория. Скорее всего, девелоперы предпочтут сделать из нее парковку, но куда выгоднее было бы создать здесь внутренний амфитеатр.
Без этого территория вокруг квартала после 19.00 будет безжизненной, напоминающей атмосферу фильмов «нуар», где роскошная женщина пугливо идет по аллее страхов. С другой стороны, общественная территория - это пешеходное и парковое пространство, в котором будет место походить босиком, поужинать в кафе и поиграть с детьми. Обращенная к улице Кирова часть могла бы стать порталом, в котором разместились бы компании, занятые в сфере креативных индустрий. Кроме того, лофты цехов весьма удобны для выставочных пространств. Воронежу давно не хватает своего Экспоцентра, ведь площадка «Веты» крайне бедна.
Территория завода «Сельмаш»
Эта площадка находится в отдалении от центральных улиц, но в пределах 20 минут ходьбы от «Галереи Чижова». В самое ближайшее время в районе бывшего трамвайного депо и вдоль улицы 9 Января появится новое жилье. Однако в округе отсутствует место для отдыха и прогулок. Лучше всего для этого района подошла бы концепция «зеленого» арт-квартала.
На посещаемость горожанами арт-квартала также влияла бы близость «Ярмарки» рядом с Курским вокзалом. Новый бизнес-объект позволил бы перераспределить потребительские потоки. Кроме того, новый центр притяжения на «Сельмаше» оттянул бы на себя часть транспорта, упирающегося сегодня в перекресток улиц Кольцовской и Плехановской.
Создание арт-квартала на территории бывшего завода резко повысит стоимость земли и ставки аренды недвижимости как на территории «Сельмаша», так и в прилегающем районе.
Orbis: На «Сельмаше» можно реализовать два возможных сценария: «рыночная площадь и старые улочки» и «зеленый город». Образцом для первого может стать «Рыбная деревня» в Калининграде.
Калининград, фото: pfcompany.ru
Проект этнографического и ремесленно-торгового центра стартовал в Калининграде в 2002 году. Первоначальная площадь застройки составляла около 1,6 га, потенциальная – 64 га. Комплекс представляет собой квартальную застройку в историческом центре Калининграда и включает набережную, причалы, пешеходный разводной мост и 14 зданий различного назначения (гостиницы, кафе, рестораны, деловые центры, торгово-развлекательный центр).
Второй сценарий предполагает воплощение идеи ультра-зеленого города – максимальное озеленение офисной и жилой территории, максимальное освоение плоскостей, как вертикальных, так и горизонтальных – крыш и балконов. В дальнейшем внедрение ресурсосберегающих технологий помогло бы использовать весь комплекс зданий максимально эффективно.
Чикаго, фото: Wikipedia.org
Сад на крыше мэрии Чикаго появился в 2001 году. Таким образом тогдашний глава города Ричард Дэйли подал пример экологичного использования крыш местным девелоперам. Эксперимент оказался удачным: сегодня Чикаго – лидер среди американских городов по озеленению крыш. Всего в необычном саду чикагской мэрии растет больше 20 тысяч растений 150 разных видов. Для публики сад открыт в теплое время года, однако его главная функция – фильтрация воздуха для города. Воронежцы могли видеть Chicago City Hall Green Roof в заставке популярного сериала «Босс».
Впрочем, на площадке «Сельмаша» можно использовать и более близкий нам опыт озеленения. Например, воронежский парк «Динамо» был в советское время важной образовательной площадкой.Здесь учили астрономии, ботанике, знакомили с достижениями науки и сельского хозяйства.Образовательная составляющая в контексте создания арт-кластера актуальна и до сих пор.
Для реализации такого варианта на «Сельмаше» не нужны капитальные работы. Это позволяет сократить период от начала проведения реконструкции (слово «ревитализация», пожалуй, лучше оставить для Северного района) до открытия объекта с обновленной концепцией. Кроме того, арт-кластер - это вложение в репутацию бренда «Сельмаш», green-маркетинг и дополнительный бонус для всей корпорации.
Продолжение следует. Мы продолжим знакомить читателей с вариантами размещения воронежского арт-кластера. В следующем выпуске «Urbis in Orbis» - площадки, позволяющие ощутить в городе дух старины.