Согласно указу губернатора, в регионе запрещена деятельность дискотек, караоке, курение кальяна и заполняемость столиков более 50%. Но для некоторых владельцев и гостей эти правила – скорее формальность. Это подтверждают регулярные антиковидные проверки, организованные областным департаментом предпринимательства и торговли совместно с регуправлением Роспотребнадзора и правоохранителями.
Очередной такой рейд прошел в ночь на субботу, 19 июня. Многие кафе и рестораны Воронежа в это время работают в авральном режиме – заведения заполнены посетителями, в основном молодежью. Какие нарушения обнаружили за дверями элитного ресторана в центре города, почему гости обрадовались ОМОНу и чем ночная жизнь Воронежа притягательна для москвичей, – в материале РИА «Воронеж».
За красивой оберткой
Первой точкой проверки стал ресторан на улице Пятницкого. Посетителей встретили дорогие интерьеры с хрустальными люстрами, картинами в золоченых рамах и улыбчивые администратор и бармен. Радушие у них пропало, как только проверяющие показали служебные удостоверения и зафиксировали нарушение – на напольном покрытии не было разметки социального дистанцирования.
В зале в это время из гостей была только немолодая пара. При виде ОМОНа и телекамер мужчина спешно попросил официантку выставить счет и вскоре вместе со спутницей ретировался.
Администратор Владимир явно расстроился, но еще больше его опечалило желание специалиста Роспотребнадзора Дарьи Сухоруковой попасть на кухню и в санузел для персонала. Работник попытался воспротивиться, ссылаясь на то, что посторонним в пищеблоке без спецодежды находиться запрещено. Однако эксперт тут же надела принесенный с собой одноразовой халат и стремительно направилась на кухню.
Взору проверяющей открылась совсем не респектабельная сторона элитного заведения: в раковинах была сгружена грязная посуда, тут же стояли тарелки с недоеденными блюдами. На три мойки была только одна губка – и даже намека не было на моющие средства.
Посудомойки на месте не оказалось. Администратор пояснил, что не владеет информацией по хозчасти пищеблока – это не входит в его обязанности. На требование эксперта Роспотребнадзора предъявить документы на моющие и антисептические средства и показать складское помещение для их хранения Владимир ответил отказом. Не смог он показать и свою медкнижку, а также трудовой договор – по его словам, личные документы находятся в отделе кадров. А на вопрос проверяющей, почему на раковине для мытья рук стоит флакон с надписью «Уксус» и нет ни жидкого, ни даже кускового мыла, тот предложил понюхать содержимое флакона, чтобы удостовериться, что там вовсе не уксус, а дезсредство – просто его перелили в тару, какая нашлась на кухне. И даже если в бутылке остались следы уксуса, ничего страшного – это же натуральный антисептик, способный уничтожить практически все возможные микробы и бактерии.
Кстати, с бактериями в ресторане борются по-старинке – вытиранием пыли и уборкой коврового покрытия. О существовании современных бактерицидных рециркуляторов, которыми по закону все массовые заведения должны быть оборудованы, здесь, видимо, не знают. Администратор пояснил, что бактерицидные лампы у них есть и всегда стоят в ресторане, но именно сегодня горничные затеяли генеральную уборку и перенесли их в фитнес-зал. Вероятно, документы на рециркуляторы они тоже прихватили с собой, потому что у администратора их не оказалось.
– По итогам проверки в ресторане выявлено отсутствие разметки социальной дистанции, бактерицидных ламп, дезинфицирующих и моющих средств (а у имеющихся нет маркировки и даты изготовления). Также в заведении не ведутся журналы термометрии, а в санузлах для посетителей и персонала не обнаружены антисептические средства для рук и вешалки для снятия санитарной одежды. Материалы будут переданы в суд Центрального района для принятия дальнейшего решения. Мы будем настаивать на приостановлении деятельности до устранения нарушений, – пояснила главный специалист-эксперт отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора по Воронежской области Дарья Сухорукова.
Чей кальян?
Ресторан на улице Карла Маркса уже оказывался в поле зрения проверяющих в 2020 году. Тогда контролеры увидели на барной стойке целую батарею кальянов, но на момент проверки они не использовались. Нарушение здесь было только одно – слишком плотная посадка: по антиковидным правилам стол должен быть занят максимум наполовину. В этот раз на число гостей заведение тоже не жаловалось – почти все столики были забиты, но рассадка организована по правилам. И если бы не характерный табачный дым, к ресторану вообще не было бы претензий.
Источник запаха обнаружился на втором этаже. Молодой человек, беззаботно куривший кальян, при виде снимающих его операторов телеканалов растерялся. Парень признался, что не знал о действующем запрете на курение кальянов, да и официант принял у него заказ безропотно. По словам гостя, в данном заведении он отдыхает часто, никогда прежде в кальяне ему здесь не отказывали.
Менеджер ресторана Антон попытался откреститься и от гостя, и от кальяна. Он заявил, что помещение, где застукали курящего посетителя, к «ресторану отношения не имеет – оно сдается в субаренду другой организации, а уж какие та оказывает услуги, ему неведомо. Притом буквально в двух метрах от столика с кальяном располагается диджейский пульт, который находится в собственности ресторана. За ним в момент проверки работали диджеи.
– В отношении этого ресторана составлен протокол о нарушениях за курение кальяна и нахождение сотрудников без средств индивидуальной защиты. В ходе делопроизводства будет установлено, какому юрлицу принадлежит территория с кальяном и, следовательно, кого из двух юрлиц ждет наказание, – объяснил ведущий консультант отдела развития торговли департамента предпринимательства и торговли Воронежской области Дмитрий Аршба.
У сотрудника Роспотребнадзора к ресторану претензий не оказалось.
Алкотур по Воронежу
Далее по маршруту стоял клуб на улице Платонова. Модное заведение открылось совсем недавно на месте другого известного среди любителей ночной жизни клуба. Пошел ли ребрендинг на пользу, к сожалению, выяснить не удалось – двери были закрыты. Работала только летняя веранда, где существенных нарушений контролеры не выявили.
Настоящее столпотворение творилось на территории площадки для культурно-массовых мероприятий на улице Кольцовской. И этот факт не ускользнул от проверяющих – скученность за барной стойкой и явное превышение числа посадочных мест за столиками сначала попали на камеру, затем были запротоколированы.
Гости, казалось, инспекции только обрадовались. Особенно сопровождавшим делегацию бойцам ОМОНа. Подростки с криками «Маски-шоу!» стали снимать их на видео и вести стримы в соцсетях.
Один парень смело подошел к журналистам и попросил взять у него интервью. Представился Георгием Алиповым, жителем Москвы. Молодой человек признался, что специально приехал на выходные в Воронеж, чтобы погулять по ночным клубам.
– У нас в Москве запретили точкам общепита обслуживать гостей в ночное время – все бары после 23:00 закрыты. А душа требует праздника! Решили вот с друзьями в «тур» по злачным местам Воронежа поехать. В первый раз в вашем городе, нам очень нравится, обязательно вернемся сюда снова еще большей компанией. Гулять так гулять! – рассмеялся парень.
Кроме превышенного числа гостей за столиками специалисты зафиксировали отсутствие разметки социальной дистанции на уличной площадке. Администратор пояснила, что разметка на улице есть, просто из-за большой проходимости она быстро стирается с асфальта. Контролеры провели с персоналом разъяснительную беседу, а также вручили уведомления о составлении протокола.
– Задача таких рейдов – не оштрафовать, а обеспечить соблюдение порядка с точки зрения эпидемиологических норм, чтобы уменьшить контакты и разорвать цепь передачи вируса. Регулярные проверки точек общепита дают результаты. Нарушителей становится меньше, ведь никто не хочет платить штрафы. Если это должностное лицо, придется заплатить от 10 тыс. до 50 тыс. рублей, ИП – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, юридическим лицам – от 100 тыс. до 300 тыс. рублей. В случае если нарушитель не относится к предыдущим категориям, он может получить предупреждение или штраф от 1 тыс. до 30 тыс. рублей, – добавил Дмитрий Аршба.