Круглый стол «Дорогие мои старики» прошел в Воронежском Доме журналистов в среду, 19 мая. Эксперты обсудили, кто должен заботиться о стариках – семья или государство, как организована в Воронежской области работа с пожилыми людьми и способно ли существующее законодательство защитить их интересы.
«Подарить общение и доброту»
Пожилыми считают людей старше трудоспособного возраста. Согласно классификации ВОЗ, пожилой возраст – от 60 до 70 лет, старческий – от 75 до 89, люди старше 90 лет относятся к долгожителям. Однако эксперты были единодушны во мнении, что возраст – это не столько временные рамки, сколько эмоциональное состояние.
Директор Воронежского областного геронтологического центра Андрей Окуневский:
– Когда у нас 92-летняя бабушка поет, пишет стихи и читает их на праздниках, то никто не назовет ее старой. Как сказал Розенбаум, «возраст – это состояние души, конфликтующее с телом иногда».
Но наступает момент, когда человек уже не может заботиться о себе самостоятельно и нуждается в помощи. Трудности у пожилых людей обычно связаны со здоровьем, материальным положением, а если старики одиноки, то усугубляются и психологические проблемы. Логично, что помощь им оказывают родственники, но практика показывает, что не все готовы нести это бремя.
Руководитель БФ «Милосердие» Ольга Васильева считает, что о стариках должны заботиться как родственники, так и государство, которому они отдали столько сил.
Руководитель БФ «Милосердие» Ольга Васильева
– Чаще всего уход ложится полностью на близких, и многие с ним не справляются. Если раньше к нам в основном поступали одинокие люди, оставшиеся без родственников, то в последние пять лет все чаще сдают «ненужных» родителей: тех, у кого начались психические нарушения, или кто обездвижен вследствие перелома или инсульта. Для стариков это подобно приговору: не имея возможности находиться рядом со своими близкими, они погружаются в депрессию, несмотря на то, что с ними работают психологи и другие специалисты.
Руководитель Центра серебряного волонтерства Любовь Шабанова убеждена, что забота о стариках должна быть трехсторонней.
Руководитель Центра серебряного волонтерства Любовь Шабанова:
– Семья должна любить своих стариков и не бросать их. Государство должно помогать семье ухаживать за ними, предоставлять для этого материальную и физическую помощь, внедрять систему долговременного ухода. И третье начало – это отношение гражданского общества. Например, наши серебряные волонтеры могут подарить таким же, как они сами, пожилым людям общение и внимание.
По мнению руководителя общественной организации «Дети Великой Отечественной войны» Нины Землянской, пожилые люди крайне нуждаются во внимании молодежи.
Руководитель общественной организации «Дети Великой Отечественной войны» Нина Землянская:
– В домах престарелых старики очень радуются, когда к ним приходят в гости, когда их слушают. Говорят, что красота спасет мир, но мир спасет прежде всего доброта.
Сиделки от соцзащиты
Ведущий консультант отдела оказания медицинской помощи взрослому населению департамента здравоохранения Инна Подкопаева рассказала, что в Воронежской области второй год внедряется система долговременного ухода. Это комплексная поддержка пожилых и инвалидов, включающая как социальное обслуживание, так и медицинскую помощь на дому.
В 2019 году в нашем регионе заключено соглашение о взаимодействии между департаментами социальной защиты и здравоохранения. Сейчас пилотный проект системы долговременного ухода реализуется в 12 районах, где органы социальной защиты работают в тесном контакте с медицинскими организациями.
Консультант отдела оказания медицинской помощи взрослому населению департамента здравоохранения Инна Подкопаева:
– Если врач выявляет у пожилого человека потребность в социальных услугах, то координаторы, которые определены в медицинской организации, с добровольного согласия пациента информируют о такой необходимости органы социальной защиты района. Сведения о пациенте передаются в управление соцзащиты, с ним заключают договор и оказывают ему социальное сопровождение. С другой стороны, если соцработник выясняет, что его клиенту нужна медицинская помощь, то он информирует об этом медицинскую организацию.
В пилотном проекте участвуют районы Воронежа: Левобережный, Советский, Ленинский, а также районы области: Богучарский, Лискинский, Новоусманский, Новохоперский, Россошанский, Бобровский, Павловский, Рамонский, Семилукский.
Любовь Шабанова сообщила, что система долговременного ухода включает создание государственной службы сиделок.
Руководитель Центра серебряного волонтерства Любовь Шабанова:
– Раньше можно было нанять только частную сиделку. Это очень дорого, поэтому родственники часто бросали работу, чтобы ухаживать за лежачими больными, у кого-то осложнялись отношения в семье. Теперь функции сиделок могут исполнять социальные работники, прошедшие обучение. Они ухаживают за пожилыми людьми, проводят санитарно-гигиенические процедуры, причем социальный пакет услуг именно по уходу предоставляется бесплатно. Существует и школа ухода для родственников. Их учат правилам ухода, в том числе и тому, как поднять, перевернуть человека, чтобы самому не надорваться. У нас есть прокат средств реабилитации, которые сильно облегчают уход за лежачими больными.
Сначала обучение проводил фонд «Старость в радость», теперь современным технологиям ухода соцработников обучает ВГМУ им. Н. Н. Бурденко.
Руководитель общественной организации «Сердцем не стареть» Екатерина Кладкевич:
– Важно, что система долговременного ухода помогает не только самим пожилым людям, но и тем, кто за ними ухаживает. У близких появляется хоть немного свободного времени, они могут пойти на работу, оставив бабушку или дедушку с социальным работником.
Юрист Оксана Пальчикова добавила, что помощь нужна и персоналу, который обеспечивает систему долговременного ухода, так как это тяжелый труд и физически, и морально. С ней согласилась Ольга Васильева.
Руководитель БФ «Милосердие» Ольга Васильева:
– У нас в двух квартирах сотрудники обеспечивают стационарный уход на постоянной основе. Когда на время карантина по коронавирусу бабушки оказались заперты в четырех стенах вместе с персоналом, начались нервные срывы. Был большой риск потери специалистов. Мы бросили все силы на то, чтобы исправить ситуацию. Президентский грант использовали на услуги психологов и арт-терапевтов, которые работали не только с бабушками, но и с сотрудниками. Я убедилась, что психотерапевтические услуги надо оказывать не только пожилым людям, но и тем, кто с ними работает.
Андрей Окуневский сообщил, что Воронежский геронтологический центр внедряет систему долговременного ухода, начиная с 2019 года.
Директор Воронежского областного геронтологического центра Андрей Окуневский:
– Очень важно, что система долговременного ухода предполагает индивидуальный подход к каждому человеку, который в этом уходе нуждается. При этом используется не заявительный, а выявительный принцип: пожилым людям и их родственникам не обязательно самим обращаться за помощью, нуждающихся в помощи выявляют социальные и медицинские работники.
Главный
внештатный специалист-гериатр Воронежа Елена Есина рассказала, что гериатрию сегодня изучают на старших курсах
медицинского университета и студенты приходят в профессию, уже имея
представление об этом направлении в медицине, понимают, с какими проблемами они
могут столкнуться и как их решать.
Закон для пожилых
Нина Землянская считает, что Воронежская область должна принять закон о льготах для детей войны, который уже существует в ряде других регионов. Юрист Оксана Пальчикова подтвердила, что и в российском, и в международном законодательстве есть пробелы в отношении пожилых людей.
Юрист Оксана Пальчикова:
– У нас есть только закон о социальной поддержке граждан, а это и дети, и многодетные, и множество других категорий. Даже международное право не предусматривает поддержки именно пожилых людей, хотя есть конвенции ООН, касающиеся и детей, и пострадавших во время военных действий. А вот по поводу стариков – пустующая ниша. Только в Москве для них есть и бесплатный проезд, и множество других льгот. Сегодня назрела необходимость менять устаревшие с советских времен нормы. Необходим закон, защищающий интересы пожилых людей.
Юрист добавила, что нередко старики становятся жертвами мошенников. Их обманывают, они остаются без имущества, без жилья и практически никак не защищены от этого.
Ольга Васильева уточнила, что особенно трудно помочь тем пожилым людям, у которых нет родственников, потому что посторонние люди во многих случаях не могут защитить их интересы.
Руководитель БФ «Милосердие» Ольга Васильева:
– Нам позвонили из БСМП, сообщили, что к ним поступила бабушка с амнезией, без документов. Я взялась восстанавливать ей документы, но я не родственница, поэтому многие учреждения со мной отказывались иметь дело, но в то же время не писали письменный отказ. За полгода с трудом удалось восстановить документы. Выяснилось, что мошенники вынудили бабушку продать жилье, и в конце концов она оказалась на улице. Она не лишена дееспособности, но фактически не способна решать свои проблемы самостоятельно.
Начальник отдела оказания медицинской помощи взрослому населению департамента здравоохранения Воронежской области Надежда Остроушко напомнила, что решение о дееспособности принимает суд. Если человек признается недееспособным, то назначается опекун, который распоряжается пенсией своего подопечного, ведет коммунальные платежи, но не может воспользоваться его имуществом. Из-за подробной отчетности желающих быть опекунами очень мало.
Директор Воронежского Дома журналистов Андрей Долженков спросил экспертов, что делать, если в подъезде живет человек, страдающий патологическим накопительством – «синдромом Плюшкина». Как правило, это люди преклонных лет, собирающие мусор и складирующие его в квартире. Антисанитария, неприятный запах, насекомые создают немало проблем окружающим. Как отметила Оксана Пальчикова, соседи могут обратиться в правоохранительные органы, в Роспотребнадзор, в суд, но эти меры, скорее всего, окажутся малоэффективными. Так что можно констатировать, что с этой стороны законодательство тоже несовершенно.
Председатель комитета по социальному предпринимательству Воронежского отделения «Опора России» Ирина (Калина) Яркина предложила создать рабочую группу в соцсетях, где можно рассказывать о проблемах пожилых людей, о случаях, когда требуется конкретная помощь, распространять полезную информацию.