, Воронеж
  • 14003

Тонкие душевные движения. Водевиль с убийством показали на Платоновфесте в Воронеже

Чеховскую «Пьесу без названия» представил драмтеатр
Тонкие душевные движения. Водевиль с убийством показали на Платоновфесте в Воронеже Тонкие душевные движения. Водевиль с убийством показали на Платоновфесте в Воронеже
РИА Воронеж Текст — , фото — Наталья Трубчанинова

Театр драмы имени Кольцова представил спектакль «Пьеса без названия» в рамках программы «Воронежский кейс» ХI Платоновского фестиваля искусств в четверг, 3 июня. Постановку – драматургический дебют раннего Антона Чехова – осуществил художественный руководитель театра заслуженный деятель искусств России Владимир Петров. Творческий замысел худрука воплотил «золотой состав» театра: Антон Тимофеев, Магдалена Магдалинина, Мария Щербакова, Юрий Смышников, Александр Смольянинов, Вячеслав Зайцев.

Это уже третий спектакль Владимира Петрова по пьесам Антона Чехова в репертуаре драмтеатра. Очередную работу худрук объяснил «личной тягой» к писателю.

– Чехов дает возможность заниматься такими тонкими душевными движениями и такими сложными взаимоотношениями между людьми. Причем без аффектации, а с какой-то морализацией, наделяя возможностью думать и чувствовать вместе с ним. Понимая, что я не могу знать, что думал и чувствовал автор, когда писал свои произведения, но то, что они вызывают во мне определенный отзвук, это факт, – признался Владимир Петров.

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

«Пьеса без названия» считается одним из самых сложных и загадочных произведений Чехова – о ней толком неизвестно ничего: ни точного времени написания, ни подлинного названия. Пьеса увидела свет лишь после смерти писателя. Удивительным образом в ней обнаружились задатки будущих, самых известных произведений Антона Чехова – «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Чайка». На театральных сценах пьеса выходила под разными названиями – «Платонов», «Безотцовщина», ее сюжет лег в основу фильма Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино».

– Ранний Чехов, на мой взгляд, максимально открыт эмоционально. Остальной Чехов более мягкий: «рушатся миры, а люди пьют чай» – такова была его философия позже. А в этой пьесе он развернулся во всю ширь прямо шекспировского темперамента, хотя на выходе у него получился такой «водевиль с убийством». История тонкая и в то же время анекдотичная, переизбыточная в хитросплетениях, интригах, заговорах, открытой борьбе, что несвойственно позднему Чехову, – отметил режиссер.

В центре повествования – сельский учитель Михаил Платонов, вскруживший голову четырем женщинам и запутавшийся не столько в любовном многоугольнике, сколько в своей жизни.

– На первое место в спектакле, безусловно, выходит любовная линия. Но, как мне кажется, вся эта история – это история о том, что талантливый человек не смог осуществить себя и испытывает из-за этого большие проблемы в определении смысла жизни и своего предназначения в ней. Лекарством он выбирает женщин, которые его и губят. Обычно любовь подстегивает, заставляет мужчину ярче жить, соображать, устраивать лучше свою жизнь и интеллектуальную деятельность, но в данном случае любовь не стала средством спасения, а вылилась в драму. Поэтому этот спектакль – больше драма, хотя в нем есть и трагикомедия, и водевиль. Ситуация действительно водевильная – мужчина мечется между четырьмя женщинами, и это очень смешно. Но для главного героя сложившиеся обстоятельства – попытка найти спасательный круг в водовороте жизни, – считает Владимир Петров.

Работа над «Пьесой без названия» заняла у труппы около трех месяцев. Премьера спектакля состоялась в ноябре 2020 года. При всей многогранности произведения – переплетении жанров, сюжетных линий, большого количества героев – сценография здесь отошла на второй план. Действие разворачивается в минималистичном пространстве: пол засыпан приличным слоем белого песка, на нем несколько таких же белых абстрактных предметов, служащих персонажам столами и стульями, с потолка свисают длинные прозрачные занавески. Главный акцент сделан на метаниях героев, чьи характеры удачно воплотили артисты Драмы. По словам Владимира Петрова, «Пьеса без названия» идеально подошла под актерский состав.

– Репетиции длились несколько месяцев, но сидел я над пьесой достаточно долго – только на ее прочтение ушло девять часов! А потом еще нужно было понять, какие персонажи не очень нужны, какие нуждаются в редактировании, причесывании. Там действительно очень большой объем материала, который просто фонтанировал из 18-летнего Чехова, ведь параллельно он еще в это время учился на медицинском факультете. Писал ночами, в воспаленном воображении. Постановка пьесы – непростая штука. Бывает, пьеса хорошая, но ее некому играть – ну нет у тебя такого артиста! А когда ты понимаешь, что у тебя есть эти артисты, которых ты любишь, рядом с ними рождаются репертуарные идеи. У меня нет возможности выбрать произведение и под него проводить кастинг для того, чтобы воплотить мой замысел отдельно от труппы. Это как многодетный родитель, придя в универмаг, не будет покупать вещи, которые не нужны его семье. У меня три мальчика, и я даже не буду на арфу смотреть, потому что это женский инструмент. Для мальчиков я выберу скорее скрипку, фортепиано, виолончель или трубу. Так же и в спектакле: это совместное создание материала режиссером и актерами. Когда ты сидишь с пьесой, это одна история, а когда перед тобой живой человек со своими реакциями, то рождается органическое соединение моих мыслей о спектакле и представление актера о том, что он играет, – поделился художественный руководитель театра.

В постановке оригинальный текст Чехова сокращен почти вдвое, но спектакль все равно получился протяженным – три с половиной часа с двумя антрактами. Развязка оказалась стремительной и неожиданной, реакция зрителей – восторженной.

– Воронежский зритель меня в этом смысле удивил, потому что мне всегда казалось, что местная публика больше любит развлекаться – ей подавай комедии, какие-нибудь адюльтерные истории, легкие пьесы, на которых можно посидеть, отдохнуть и выпить шампанского в антракте – словом, провести приятно вечер. «Чайке» уже семь лет, и она не сходит со сцены, на «Вишневом саде» зал всегда заполнен больше, чем на популярных комедиях. «Пьеса без названия» только начала свою жизнь, но она странно хорошо воспринимается. Спектакль ставился в пандемию, это было еще до локдауна и полного закрытия театров, но уже тогда было ощущение ненужности жизни. Пандемия очень серьезно подействовала на внутренний мир, настроение и финансовые возможности наших зрителей. Скажу честно: у меня были нехорошие предчувствия, что люди после пандемии, очень интенсивно освоив интернет, где есть все – спектакли, концерты, сериалы, – не захотят возвращаться в театр. Зачем им куда-то идти, тратить деньги на билет, на такси, волноваться из-за контакта с посторонними людьми. К счастью, я ошибся. Зрители к нам ходят, – добавил режиссер.

Еще один показ «Пьесы без названия» состоится в воскресенье, 13 июня.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: