Международный музыкальный фестиваль «Джазовая провинция» стартовал в Воронеже в пятницу, 26 октября. Хедлайнером концерта-открытия в воронежской филармонии стала группа The Stooges Brass Band из Нового Орлеана (США).
В интервью журналисту РИА «Воронеж» вокалист и лидер группы Уолтер Рэмзи, клавишник Майк Джонс, трубач и вокалист Джаван Картер, гитарист Эллиот Слейтер рассказали, зачем танцуют на сцене и чего им не хватает в России.
– Ваши песни рождаются со стихов, мелодии или вы просто начинаете импровизировать на репетиции?
Уолтер Рэмзи: – Это зависит от многих факторов. В целом можно сказать, что возможны все эти варианты. К тому же, песни пишет каждый из нас, и у каждого – свой подход. Лично мне чаще всего приходят в голову слова вместе с музыкой. Все мои песни основаны на чувствах. Песня может родиться из боли, из посещения места, где я был счастлив, из встречи с женщиной и других самых разных эмоций. Песню Wind It Up я написал, когда умер мой отчим. Слова сами собой возникли в моей голове, и, когда я пришел на репетицию, нам оставалось только придумать музыку. Ребята поддержали меня, тут же стали что-то наигрывать, задавать ритм, и так мы все вместе довели песню до конца.
– У слова stooges есть несколько значений: марионетки, провокаторы, шутки. Какое из них вам ближе? Как вы придумали название группы?
Уолтер Рэмзи: – Слово stooges означает веселого, смеющегося человека, шутника. Мы не сами так себя назвали, мы просто веселились на сцене, и кто-то сказал: «Ну вы прямо stooges! (весельчаки)». Так мы и решили оставить это имя для группы.
– В программке «Джазовой провинции» написано, что вы играете смесь новоорлеанского джаза, хип-хопа и ритм-н-блюза. А как бы вы сами охарактеризовали стиль, в котором вы играете?
Эллиот Слейтер: – В Новом Орлеане играют разные виды джаза. Также не стоит забывать, что джазу уже 100 лет, и сегодня он переживает новый виток развития. В нашем репертуаре много произведений, которые мы исполняем на ежегодном уличном параде Second Line. Это фестиваль, когда разные джазовые коллективы города выходят на улицы и играют с утра до поздней ночи, заставляя людей танцевать сутки напролет. В нашей музыке много элементов фанка, хип-хопа, кроме того, мы часто цитируем произведения других исполнителей, не только джазовых, которых все мы слушаем.
Джаван Картер: – Но самое главное – мы заставляем людей танцевать. Это наш джаз.
– На ваших концертах танцуете не только вы сами, но и зрители, в каком бы зале ни происходило выступление. Как вам это удается?
Майк Джонс: – Любую филармонию мы превращаем в ночной клуб.
Джаван Картер: – Недавно мы выступали в Москве, тоже в филармонии, и нам еще перед началом концерта сказали, что здесь танцевать не принято, это такой зал, где людям просто не разрешают этого делать. Когда мы начали играть, мы видели удивление, шок в глазах зрителей. Но к концу все завелись, танцевали, и всем было все равно, в каком они зале.
– Как вы сами начали танцевать на сцене?
Уолтер Рэмзи: – Мы танцевали не всегда, сначала мы просто играли музыку на концертах. Но в группе часто появляются новые молодые музыканты, и каждый из них предлагает какие-то новые идеи, связанные с инструментами, с музыкой, с выступлениями. Я никогда не отказываюсь ни от чего, потому что новые идеи всегда оживляют. Я не лидер-тиран, который считает, что все должно быть только так, как он говорит, наоборот, я всегда за то, чтобы и меня чему-то учили. Так произошло и в случае с танцами: кто-то однажды предложил делать какие-то движения, и в итоге нам так понравилось, что мы стали это делать постоянно. Теперь во время выступлений мы не можем устоять на месте и удивляемся, как нам раньше это удавалось. Вообще нам на сцене должно быть хорошо. Мы разговариваем, играем, танцуем, веселимся, и оттого, что нам так классно, наше состояние передается публике, и люди присоединяются к нам.
– У вас есть уже три студийных альбома, при этом в вашей музыке немало импровизации. Студийная запись не убивает этот живой компонент музыки?
Уолтер Рэмзи: – Работа в студии сильно отличается от выступления на сцене. Можно сказать, что в студии мы записываем ремиксы собственных композиций. Чтобы понять, какая наша музыка на самом деле, послушать диск недостаточно, конечно, на живом концерте она звучит совсем иначе.
– Ваша песня Wind It Up была использована в саундтреке к фильму «Фокус» (2015). Она была специально написана для этого? Сотрудничаете ли вы с киноиндустрией постоянно?
Уолтер Рэмзи: – Эта песня не была специально написана для фильма, она появилась задолго до его выхода. Одним из источников заработка для нас является лицензирование музыки. То есть мы продаем права на использование нашей музыки различным каналам, сетям, киностудиям. Мы сотрудничали с ESPN, HBO. Также мы пишем музыку для Национальной ассоциации колледжей, записывали композиции для телекомпании NCIS: New Orleans. А два дня назад на Netflix состоялась премьера проекта Buckjump, для которого мы записали заглавную песню. Кстати сейчас мы ведем переговоры с Netflix о том, чтобы снять документальный фильм о нас.
– Как вам Россия?
Джаван Картер: – У многих в Америке есть убеждение, что в России очень холодно, что это вообще довольно опасное место, куда лучше не ездить. Но мы пока ни с чем подобным не столкнулись. Наоборот, по нашим ощущениям, это гостеприимная страна с дружелюбными жителями. Единственное, чего нам здесь не хватает, – остроты еды.