В понедельник 7 октября стартовала объявленная администрацией Воронежа кампания по сбору заявок на ремонт тротуаров. По ее итогам мэрия составит программу расширения проезжих частей и обустройства пешеходных дорожек на 2014 год, а предложения, которые в нее не войдут, будут использованы для планирования дорожного ремонта в последующие годы. Между тем, проблема разбитых тротуаров остро стоит не только в спальных районах, но и в самом центре Воронежа.

Что предложила мэрия

В обращении, опубликованном в понедельник с утра на сайте мэрии, городские чиновники также просят жителей Воронежа «предложить свое видение борьбы с заторовыми явлениями», то есть написать, где уширение проезжих частей и обустройство переходно-скоростных полос поможет справиться с пробками. Сбор заявок, которые необходимо направлять по адресам электронной почты trotuar.vrn@mail.ru (по вопросам обустройства тротуаров и пешеходных дорожек) и doroga.vrn@mail.ru (по вопросам улучшения ситуации на автодорогах) продлится до 15 часов 16 октября.

– Предложения, которые сейчас не войдут в программу, лягут в основу планов на следующие годы, – уверяют в муниципалитете и призывают воронежцев «принять активное участие в жизни любимого города».

Это не первая инициатива подобного рода, предпринятая воронежскими властями. Весной нынешнего года муниципалитет уже собирал народные обращения о необходимости ремонта тротуаров. Всего воронежцы направили в мэрию около 280 писем. Однако в значительной их части не было фотографий проблемных участков. 

– Больше всего писем, около тридцати, поступило по обустройству тротуаров на проспекте Труда, и именно на его отрезке от пересечения с Московским проспектом до пересечения с улицей Урицкого. По бульвару Фестивальный было пять обращений. Также несколько писем горожане присылали по улицам Шендрикова, Минская, Брянская, Зои Космодемьянской, – рассказали в муниципалитете и посоветовали горожанам быть активнее, так как при выборе того, какие именно адреса включить в программу, учитывается в числе прочего количество обращений по конкретному месту.

– Сколько средств будет выделено на программу, станет известно в конце года. В зависимости от их количества, выяснится, какое число заявок удастся удовлетворить в 2014 году, – отметили в администрации Воронежа.

Примечательно, что с очередным призывом к горожанам поучаствовать в определении приоритетов уличных работ воронежские власти выступили через неделю после того, как губернатор Алексей Гордеев подверг критике качество дорожного ремонта в регионе. На еженедельном оперативном совещании в облправительстве 30 сентября глава региона предложил мэру Воронежа Александру Гусеву проверить эффективность работы дорожников с привлечением общественности.

– Пробки в городе остались прежние. Я прошу отчитаться, как идут работы на уличной и дорожной сети города, – сказал в частности Алексей Гордеев.

Где воронежцы видят ямы и трещины

Парадоксально, но одной из улиц, требующих ремонта покрытия пешеходных дорожек, является проспект Революции, считающийся одним из видовых мест Воронежа. Тротуары главной магистрали городского центра пестрят разнообразием покрытий. Только на одной стороне улицы корреспондент РИА «Воронеж» насчитала более 20 видов плитки разных форм и степени новизны. Вероятно, владельцы частных магазинов, кафе и других развлекательных заведений занимались благоустройством хаотично, без заранее утвержденного плана. Так как хозяин помещения отвечает за территорию, непосредственно прилегающую к его заведению, то покрытие улицы сразу меняется при переходе от одного участка к другому.

На стыке разных покрытий нередки ямки и трещины. Кое-где плитку и вовсе пересекает старый крошащийся асфальт. Встречаются на проспекте Революции и провалившиеся канализационные люки, и дыры в старой плитке, и разбитые ливневки. А стоит свернуть с проспекта буквально на пару метров, как все тротуары оказываются в колдобинах. Даже проход через арку к музею им. Крамского украшает живописный дырявый асфальт.

Школьный учитель Светлана Дмитриевна несколько лет назад сломала ногу, идя домой по улице Чайковского рядом с проспектом Революции. Женщина рассказала, что причиной травмы стала яма в асфальте на тротуаре.

К неровной поверхности жителям города приходиться приспосабливаться годами.

– За два года обучения в колледже я досконально изучила свой путь до него от остановки, точно знаю, где какая ямка, так что вывихов, к счастью, еще ни разу не заработала. А вот каблуки ломала. Когда спешу, все время спотыкаюсь о выбоины в плитке, – поделилась с корреспондентом РИА «Воронеж» студентка промышленно-гуманитарного колледжа Екатерина.

По словам другой девушки на высоких шпильках, на проспекте Революции хотя бы есть «место для маневра».

– Я каблуки просто-напросто жалею, надеваю такую обувь, только если по центру иду гулять, – говорит Виктория. – Если на проспекте хотя бы можно обойти трещины и неровности, то в проулках деться от ям некуда. Я и так слишком часто обувь в ремонт ношу – из-за наших дорог постоянно набойки слетают.

Что женщины Воронежа думают о тротуарах

Анна Царалунга, депутат Воронежской областной Думы, член Совета по делам инвалидов Воронежской области.

– Проблема состояния тротуаров в Воронеже крайне актуальна! И речь здесь идет не только об инвалидах, которым тяжело передвигаться по нашим улицам (им мешают не только ямы и трещины, например, у нас очень мало оборудованных съездов на пешеходные переходы). А как передвигаться мамам с колясками? В некоторых местах тротуары совсем исчезли, на них стоят припаркованные машины. Тем не менее в последнее время стало заметно, что власти взялись за решение этих проблем. Причем это больше коснулось спальных районов, а в центре ситуация с тротуарами сложнее. То, что мэрия начала заниматься ремонтом – правильно! Но к этой работе нужно подходить с умом. Недавно я видела, как сделали новый тротуар на улице Обручева. А спустя несколько дней новый асфальт сняли и начали переделывать. У нас деньги девать некуда? Неужели нельзя сразу сделать так, чтобы не пришлось браться заново?

Алина Ибрагимова, певица, ведущая, выпускница журфака ВГУ и академии киноискусства Лос-Анджелеса.

– В российских городах( и Воронеж здесь не исключение) дороги давно стали главным объектом анекдотов, а теперь еще и мемов в сети. Тротуары присоединились к ним примерно в то же время. Но если по дороге можно хотя бы идти (ездить обычно не получается – выходит лишь объезжать ямы), то по тротуарам с наступлением первых заморозков приходится исключительно летать. Мощеные тротуары хорошо выглядят, но эксплуатировать их куда менее приятно: года не было, чтобы я не ломала каблук, поскальзываясь на обледенелой тротуарной плитке или не выкидывала хорошие кожаные сапоги, изъеденные «зимними» реагентами. Я не сильна в этом вопросе, но, на мой взгляд, нужно пересмотреть, в первую очередь, материалы, из которых делают тротуары, с учетом особенностей климата и погодных условий, а не из каких-либо других соображений. Ведь в данном вопросе важна не красота, а функциональность.

Диана Лихачева, модель международного модельного агентства «World fashion models»

- Больная тема! И болит уже до слез от вывихнутых лодыжек. На разбитых тротуарах, по которым страшно ходить, еще и машины плотно в ряд припаркованы. Приходится ходить по проезжей части и каблуки оставить для заграничных поездок. Не так давно знакомый парень на «ровном» месте в Северном районе на тротуаре вывих ноги себе «заработал»...

Татьяна Сулимина, дизайнер.

– Как рядовой житель Воронежа я уже заметила, что власти всерьез взялись за город. Наверное, раньше они не выходили на улицу, а теперь стали. Если говорить именно о тротуарах, во многих местах, где я бываю, уже можно пройти на шпильках и оставить их в более-менее живом состоянии. Другое дело, что шпильки – не ежедневная обувь женщины. Во всех странах Европы( и Москва уже пришла к этому) повседневной считаются туфли с толстым каблуком или на низкой подошве. Исключение только для статусных профессий : референт, секретарь- и так далее. Но тогда советуют использовать две пары обуви: одна- на шпильке, на работе, вторая - для передвижения на улице. Это правильно: с одной стороны, вы бережете ноги, с другой – на встречах всегда обуты в чистую, непыльную обувь.

Раиса Скоркина, близкая подруга бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, более 10 лет назад переехала из Воронежа в Италию, сейчас постоянно живет в Милане.

– О да, я помню воронежские тротуары, все туфли из новых за пару дней в Воронеже становились старыми. А в Италии некоторые мои любимые туфли, которым уже лет пять, до сих пор выглядят, как новые! Это истинная, проверенная мною информация. Вот вам и ответ о тротуарах Воронежа и Италии!

В Воронеже прежде чем строить на каждом шагу супермаркеты, лучше бы задумались бы о благоустройстве улиц! Даже в центре позорище, положили эту ужасную плитку, а она отваливается по кускам. Жестоко! Можно же сделать один раз и навсегда, качественно, а не абы как!

В Европе есть места, где тротуары покрыты брусчаткой, где тоже в туфлях на каблуках особо не пройдешься, но это только на отдельных улицах или в старинных городах. Если я еду туда, то надеваю удобную обувь для прогулки по таким дорогам.

Как ремонтируют тротуары за границей

Площадь тротуаров Нью-Йорка, отремонтированных за муниципальный счет, составляет менее 1% общей площади городских тротуаров. Остальные повреждения обязаны ремонтировать владельцы зданий, рядом с которыми обнаружены дефекты. Собственники также отвечают за уборку уличного мусора и чистку снега. В число повреждений, требующих ремонта согласно нормам Административного кодекса Нью-Йорка, входят, в частности, трещины в плитах, которыми вымощены улицы, видимые пустоты под тротуарами, отсутствие плит и другие. Городские власти выписывают собственнику предписание об устранении повреждений. Оно должно быть исполнено в течение 45 дней с привлечением лицензированных городом подрядчиков. В противном случае муниципальное ведомство само закажет или сделает ремонт, однако оплатить его все равно придется ответственному собственнику. Как сказано на сайте транспортного департамента, отвечающего за состояние городских тротуаров, в настоящее время разрешенная стоимость дорожных работ составляет 70 долларов за каждые 300 погонных футов (91,44 м).

Граждане могут сообщить о повреждениях тротуаров через специальную форму на сайте городской администрации или по трехзначному телефонному номеру 311.

Аналогичным образом организована работа городских служб во многих других городах США. Например, в столице страны Вашингтоне граждане также могут направить местным властям извещение о необходимости ремонта тротуара по телефону или через сайт дорожного ведомства. В течение 10 рабочих дней окружной транспортный департамент обязан обследовать повреждение и принять решение о необходимости работ. Аварийный ремонт производится в течение 15 рабочих дней. Таким образом, максимальное время, проходящее с момента обращения в мэрию до появления временной «заплатки», не должно превышать 25 дней. Что же касается решения о капитальном ремонте, то оно принимается по результатам углубленного обследования, а сроки работ зависят от наличия необходимого бюджетного финансирования.

Администрации небольших американских городков позволяют собственникам ремонтировать мелкие повреждения тротуаров самостоятельно. Некоторые муниципалитеты даже размещают в Интернете примерные инструкции по проведению таких работ. Сами же власти отвечают в основном за коммунальную инфраструктуру и оплачивают ремонт в случае, если причиной повреждений тротуара являются действия муниципальных служб, например, установка или обслуживание канализационных люков или разросшиеся корни деревьев.

В отличие от США в Великобритании за состояние тротуаров отвечают сами муниципалитеты. Так, власти лондонского района Ламбет через свой сайт отчитались о ремонте 2000 выбоин, проведенном с 1 января 2010 года. При поступлении жалобы на состояние дороги по телефону или на сайт районной администрации на место выезжает специалист, обязанный вынести решение о срочности ремонта. «Чрезвычайный» ремонт (в частности, установка отсутствующего канализационного люка) производится в течение двух часов, «срочный» (в качестве примера на сайте приводится восстановление накренившегося фонарного столба) – в течение 24 часов, «приоритетный» (ликвидация глубокой выбоины) – в течение трех дней. В остальных случаях муниципалитет обещает отреагировать на обращение за 28 дней.

Необычный способ взаимодействия с горожанами с помощью Интернета выбрал мэр Риги (Латвия) Нил Ушаков. Он является активным пользователем социальной сети Facebook и часто принимает обращения жителей напрямую. Так в конце сентября он призвал своих подписчиков сообщать ему о случаях проведения дорожных работ под дождем.

– Получил на Фейсбуке сразу несколько жалоб на то, что во дворе на улице Золитудес асфальт кладут под дождем. Большая просьба –если видите подобные чудеса, пишите сразу. Желательно с фото или видео. Ну, и адрес тоже указываем, – обратился к согражданам глава города.

Впрочем, Рига, как и многие другие города Восточной Европы, нуждается не столько в точечном ремонте, сколько в масштабном восстановлении тротуаров. Соответствующая муниципальная программа благоустройства дорог (в нее включен и ремонт проезжей части) рассчитана на четыре года и должна завершиться в 2016 году. При принятии решения, с каких районов начинать ее действие, учитывались два основных фактора – состояние дорог на данный момент и плотность населения.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».