Первый день исламского праздника Курбан-байрам в Воронеже прошел без нарушений общественного порядка. Воронежские мусульмане собрались на общую молитву в спорткомплексе «Энергия», а ритуальные жертвоприношения баранов пройдут в сельских районах. По мнению религиозных и национальных лидеров общин региона, уважение приезжих к местным российским традициям и чувствам воронежцев является ключом к мирному сосуществованию различных этнических групп.

Центром первого дня Курбан-байрама для большинства воронежских мусульман стал спорткомплекс «Энергия». Этот праздник отмечается в течение трех дней в память жертвоприношения патриарха Ибрагима, проявившего готовность принести в жертву своего сына (в христианстве история пророка Авраама и его сына Исаака также носит аналогичный подтекст). В исламе Курбан-байрам символизирует жизнь, человеколюбие и милость Аллаха, избравшего другую жертву – животное.Утром 15 октября в «Энергии» прошла общая молитва (намаз), в которой приняли участие представители нескольких исламских общин региона. Все праздничные мероприятия, в том числе общественные молитвы были согласованы с региональной и муниципальной властью, а региональное управление МВД предприняло необходимые меры по обеспечению безопасности граждан.

Опасения у лидеров мусульманских землячеств Воронежа вызывала напряженная обстановка, сложившаяся вокруг конфликта в московском районе Бирюлево, где после убийства местного жителя, в котором подозревается выходец из Азербайджана, прошли массовые акции протеста москвичей.

По мнению воронежских мусульман, причиной трагических событий в столице стал отход восточной молодежи от духовных и гуманистических ценностей Корана, а также провокации, направленные на развал России как многонационального государства.Курбан-байрам стал для воронежских исламских лидеров поводом для того, чтобы напомнить о правилах, которые диктует мусульманам традиционная религия. Председатель областного общественного религиозного совета мусульман-суннитов Юсуп Абдулаев во время праздничных мероприятий обратил внимание единоверцев на недопустимость насилия в отношении других людей и особенно женщин.

– Мусульманин не имеет права даже взглянуть на чужую женщину любой национальности и вероисповедания – не то, чтобы заговорить с ней и уж тем более «прессовать», – рассказал Юсуп Абдулаев РИА «Воронеж».

Воронежские шииты – представители другого направления в исламе – решили отметить Курбан-байрам за пределами областного центра. Традиционный обряд забоя жертвенного барана они наметили провести на закрытом подворье в Хохольском районе.

– Моя принципиальная позиция – приносить праздничную жертву в открытом публичном месте недопустимо. И вообще – это праздник большого духовного самоуглубления, так что особо выпендриваться здесь никому не стоит, – прокомментировал председатель мусульманской общины «Ахлибейт» Эльдар Садыгов.

Похожих взглядов придерживается и Бексар Асламов, духовный лидер живущих в Панинском районе турок-месхетинцев, также исповедующих ислам шиитского толка. По его словам, приносить в жертву барана должны лишь богатые люди, причем сам обряд должен совершаться в закрытом месте. Треть жертвы нужно отдать бедным.

Модель взаимодействия, сложившегося между православными и мусульманами панинских сел Сергеевка, Тойда и Михайловское, могла бы послужить примером взвешенной и вдумчивой национальной политики, способной принести национальный мир. 

В 90-е годы Панинский район приютил около 50 семей турок-месхетинцев, изгнанных из Узбекистана. Здесь они прижились, устроили свои хозяйства. Интересно, что место для мусульманского кладбища было выделено за оградой православного погоста.

К слову, именно активная позиция настоятеля панинского православного храма Казанской иконы Божией матери отца Николая стала одной из причин религиозного и этнического спокойствия в районе. Батюшке удалось наладить теплые отношения с муллой Бексаром Асламовым, которые стали примером для русских и турок-месхетинцев, с уважением относящихся к религиозным торжествам друг друга. Так, накануне Курбан-байрама приверженцы ислама поздравили православных соседей с праздником Покрова пресвятой Богородицы.

Председатель Межконфессионального совета при областной Думе Игорь Суровцев также считает, что взаимное уважение, основанное на понимании местных традиций, является основой для мирного сосуществования представителей различных конфессий.

– Курбан-байрам с жертвоприношением – мусульманский обычай, и его надо уважать, если мусульмане проявляют свои религиозные чувства на закрытой площадке, не доставляя психологических и любых других неудобств окружающим. Мы же, православные, проводим крестный ход до Задонска и вроде бы тоже можем создавать проблемы на Московской трассе. Главное- сохранять во всем межрелигиозный баланс и просто человеческое взаимоуважение,


Игорь Суровцев, председатель Межконфессионального совета при Воронежской областной Думе.

Впрочем, как и в Москве, где причиной беспорядков в Бирюлево стали действия не местных мусульман, а мигрантов, источником межнационального напряжения в Воронеже часто является поведение приезжих. Сотрудники правоохранительных органов в неофициальных беседах признают, что именно рабочие, отправившиеся в регион на заработки из стран Средней Азии, все чаще попадаются на различных административных правонарушениях и уголовных преступлениях. Эта проблема особенно остро стоит в Железнодорожном и Левобережном районах Воронежа, а также в пригородном Рамонском районе.

Не отрицают существующих проблем и в национальных диаспорах.

– Мы не должны ни у кого провоцировать раздражения. К сожалению, многие наши соотечественники ведут себя довольно вольно – могут зайти в маршрутку с бутылкой пива, общаться на весь салон. Они просто отправляют на родину заработанные средства, а здесь, имея своих местных покровителей, прожигают жизнь. Причем зачастую – находясь нелегально или не имея официального разрешения на работу. В результате раздражение в местном сообществе нарастает, особенно среди тех коренных жителей, которые не имеют возможности получить рядом с домом работу за 20 тысяч рублей, потому что ее уже нелегально занял узбек за 7 тысяч, – считает председатель областного узбекского культурного центра «Ватан» Нишон Гульмирзоев.

Если же мусульманин прочно привязан к своей общине и встроен в местную культурную среду, таких проблем не возникает.

– Если я вдруг начну себя как-то некрасиво и провокационно вести у себя в Сергеевке – мне никто из земляков просто не позволит это сделать! – уверен Байрам Азизов, один из лидеров общины турок-месхетинцев в Панинском районе.

Примечательно, что 15 октября Государственная Дума возложила обязанность решать проблему социальной и культурной адаптации мигрантов к местным условиям на глав местного самоуправления. Соответствующий законопроект предложил в числе других парламентариев депутат от Воронежской области, единоросс Алексей Журавлев. Законопроект был внесен в российский парламент еще в феврале 2013 года, а его первое чтение состоялось 5 июля – по случайному стечению обстоятельств накануне волнений на национальной почве в городе Пугачеве Саратовской области. Во вторник закон, вносящий поправки в ряд нормативных актов, касающихся организации местного самоуправления в РФ, был принят сразу во втором и третьем чтениях. В случае, если мэры или главы муниципальных администраций не справятся с возложенной на них задачей и допустят крупные межнациональные или межконфессиональные конфликты, местные представительные органы смогут отправить их в отставку.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter