Бывший воронежский губернатор Владимир Кулаков стал обвиняемым по громкому делу ГУП «Воронежинвест», расследующемуся в регионе с 2011 года. Вместе с ним в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий обвиняется Сергей Наумов, в течение шести с половиной лет в середине 2000-х годов занимавший должность первого вице-губернатора и считавшийся правой рукой главы региона. Оба бывших областных руководителя, которым грозит до десяти лет лишения свободы, уверены, что уголовное дело в отношении них не имеет прочных оснований. Следствие утверждает, что чиновники пытались скрыть от населения области провал одного из самых громких своих начинаний.
История «Воронежинвеста» началась в 2001 году на волне политики ужесточения административного контроля над всеми экономическими сферами. Администрация области, которую в самом конце 2000 года возглавил выходец из ФСБ Владимир Кулаков, разработала программу, которая должна была за счет мощного управленческого усилия вывести из кризиса агропромышленный комплекс региона. Смысл ее состоял в том, чтобы объединить проблемные сельскохозяйственные предприятия под эгидой государственного холдинга. За счет «ускорения интеграционных процессов» в отрасли хозяйства должны были стать прибыльными в течение трех лет. В июле того же года проект «Воронежинвест» стартовал.
Всего предприятие получило около 40 хозяйств в шести районах области с площадью пашни около 150 тыс. га. Однако запланированных успехов в первый год работы добиться ему не удалось – по данным газеты «КоммерсантЪ-Черноземье», в 2002 году прибыль ГУП составила всего 6 млн рублей вместо планировавшихся 100 млн. На фоне бюджетных и коммерческих кредитов общей суммой до 1,5 млрд рублей такие показатели смотрелись скромно, и политическая оппозиция губернатора Кулакова сделала «Воронежинвест» одной из главных целей своей критики, находя в областном начинании в числе прочего и коррупционную составляющую и называя при этом имя вице-губернатора Сергея Наумова.
Сторонники проекта, естественно, считали его успешным и во время банкротства «Воронежинвеста», стартовавшего в 2004 году и завершившегося спустя четыре года, утверждали, что проект выполнил свое предназначение и обеспечил сельхозпредприятия необходимой им техникой и удобрениями. В частности, такой позиции придерживается бывший вице-губернатор Сергей Наумов.
Противоречивая деятельность предприятия подвергалась уже в середине 2000-х годов проверкам со стороны областной прокуратуры, а в 2011 году, спустя три года после банкротства «Воронежинвеста» и два – после ухода с губернаторской должности самого Владимира Кулакова - появилось уголовное дело. Поводом для интереса правоохранителей стали причины того, почему выделенные ГУПу бюджетные средства так и не вернулись в областную казну.
По версии следствия, ГУП «Воронежинвест» не удалось достичь запланированных результатов. По состоянию на конец 2003 года задолженность по кредитным и иным обязательствам составила свыше 940 млн рублей. Осознавая «провал» проекта ГУП «Воронежинвест» и невозможность погашения задолженности перед банками, глава администрации Воронежской области Владимир Кулаков и вице-губернатор Сергей Наумов, преследуя умысел скрыть от населения Воронежской области реальную информацию о негативных результатах реализации проекта ГУП «Воронежинвест», издали ряд незаконных распоряжений и постановлений, считают в Следственном управлении Следственного комитета России по Воронежской области. С помощью них чиновники переложили бремя погашения задолженности ГУП «Воронежинвест» на муниципальные районы, выделив с грубыми нарушениями законодательства из областного бюджета свыше 840 миллионов рублей, а также понудив глав администраций заключить договоры банковских кредитов на общую сумму 100 миллионов рублей.
Из-за того, что долги «Воронежинвест» были переложены на бюджеты районов, их экономическое положение ухудшилось. Несколько лет средства шли на погашение задолженности проекта.
Интересно, что бывший директор «Воронежинвеста» Марк Берколайко, в частности, в интервью газете «Воронежский курьер» в 2011 году подтвердил, что предприятие действительно испытывало финансовые затруднения, но объяснял их недобросовестным отношением к работе глав местных филиалов, привыкших, по его словам, к тому, что долги сельхозпредприятий «списываются», и в угоду своим корыстным интересам не заботившихся о достижении плановых показателей.
Сам Владимир Кулаков, комментируя предъявление обвинения в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий (п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ), пояснил корреспонденту РИА «Воронеж», что не видит никаких оснований для привлечения его к уголовной ответственности. По его словам, за три года, в течение которых идут разбирательства вокруг «Воронежинвеста», следствие не продвинулось в рассмотрении ряда ключевых обстоятельств дела, а документы, подготовленные в рамках уголовного дела, фактически повторяют друг друга.
В «расплывчатости» предъявленных обвинений обвинил правоохранителей и Сергей Наумов.
- Я не знаю, кому своими действиями нанес «тяжкие последствия». Заявлений ни от каких пострадавших нет. «Воронежинвест» - это хозяйствующий субъект. К его деятельности могут относиться экономические статьи – хищение, например, – но никак не превышение должностных полномочий. Поэтому когда ко мне обращаются по «делу «Воронежинвеста», я отсылаю всех к следователям, - сообщил он корреспонденту РИА «Воронеж».
В СУ СКР по Воронежской области воздерживаются от дополнительных комментариев. Позиция следствия будет изложена в уголовном деле, говорят представители ведомства. Расследование дела «Воронежинвеста» вышло на финишную прямую.