В начале нынешней недели воронежский блогер Леонид Черненко опубликовал в Живом журнале первые результаты своих обращений в ГИБДД, посвященных нарушению правил парковки воронежскими автомобилистами. Дорожная полиция оштрафовала двух водителей, чьи неправильно припаркованные машины сфотографировал активист. Впрочем, по словам блогера, впоследствии суд удовлетворил жалобы автовладельцев, утверждавших, что представленные изображения были смонтированы. Интернет-активист назвал свои действия «экспериментом» и не рекомендовал воронежцам повторять их. Впрочем, другие общественники города уверены, что скоординированные обращения граждан о защите своих прав и требования пресечь очевидные нарушения способны заставить официальные инстанции работать эффективно.

История борьбы блогера с нарушителями правил парковки началась еще летом. Первый пост в сюжете о неправильно припаркованных автомобилях появился в Живом журнале Леонида Черненко, известного также под интернет-псевдонимом Nex_otaku, 11 августа. Блогер опубликовал на своей странице 24 фотографии автомобилей, оставленных на стоянку на тротуарах центральных улиц Воронежа, а также во дворе дома, где живет блогер. Среди запечатленных им машин-нарушителей были как дорогие иномарки, так и бюджетные авто отечественного производства. А одна из машин, судя по надписи на кузове, принадлежала коммерческой службе оформления ДТП. Автор отметил, что специально включил в подборку кадры, иллюстрирующие, как «наглость водителей прогрессирует от “заехать краешком колеса” до “полностью перегородить тротуар”».

– Я считаю, что главная причина – в безнаказанности. Пока их никто не штрафует, пока их терпят, они будут продолжать гадить. Начните штрафовать – вся принципиальность мигом слетит, – предположил блогер.

Однако словами, описывающими незримое противостояние автомобилистов, паркующих автомобили на любом относительно свободном клочке асфальта, и пешеходов, пытающихся протиснуться между машинами, Nex_otaku не ограничился. В конце августа он распечатал самодельные листовки, цитирующие ст. 12.19 Кодекса об административных правонарушениях, устанавливающую штраф в 1000 рублей за нарушение правил остановки или стоянки, и начал подкладывать их под дворники автомобилей нарушителей на своем ежедневном пешеходном маршруте.

– Результат ожидаемо нулевой. Ха, подумаешь - бумажка! Ну, а дальше стал писать заявления каждый будний день. Эксперимент начался 19 августа. Первое заявление было отправлено 26 августа, с тех пор прошло три с половиной недели. Машин меньше пока что не стало, видимо, штрафы ещё никому не пришли, – написал блогер на странице в ЖЖ 19 сентября.

Чтобы уведомить автоинспекцию о нарушениях, активист использовал электронную форму на федеральном сайте ГИБДД. Ссылка на нее размещена на главной странице ресурса. В октябре, когда уже стало ясно, что воронежские дорожные полицейские начали проверку сведений, отправленных блогером, он составил подробную инструкцию для тех, кто захочет последовать его примеру. В ней блогер, в частности, привел текст типового заявления и посоветовал указывать на фотографиях нарушителей дату и время съемки.

– Будьте готовы к тому, что вас могут вызвать для дачи объяснений. По закону вы обязаны пойти, – напомнил Nex_otaku.

Общение самого интернет-активиста с сотрудниками ГИБДД было сугубо формальным.

– Ни одного уточняющего вопроса по заявлениям не задали. Поэтому на все отправленные заявления я распечатал готовые бланки объяснений «Все сведения, относящиеся к делу, указаны в заявлении: входящий номер такой-то. Вопросов, уточняющих обстоятельства дела, не получил» и отдал им сразу пачкой, чтобы их делопроизводство прошло, как надо. Заодно объяснил, что приезжать к ним «просто пообщаться» не собираюсь, пусть вызывают только если что-то реально хотят узнать для дела. Вроде поняли, больше я вызовов не получал, – рассказал активист читателям своего блога 10 октября.

Спустя неделю Леонид опубликовал видеозапись, на которой видно, что на улице, с которой он начал борьбу за правильную парковку, автомобили припаркованы по правилам. «Тротуар свободен!» - гласил заголовок поста. Казалось, что в двухмесячной истории борьбы за права пешеходов приближается хэппи-энд. На минувших выходных блогер выложил в ЖЖ ответ из ГИБДД на одно из своих обращений: два нарушителя были привлечены к административной ответственности по той самой статье КоАП, которую активист цитировал в своих августовских листовках.

Однако, как выяснилось, до счастливого исхода этой истории пока еще далеко. Ставшим объектом интереса блогера автовладельцам удалось в суде доказать свою непричастность к правонарушениям.

– Состоялся суд, в котором меня привлекали в качестве свидетеля по одному из заявлений. Паркующийся на тротуаре заявил, что фотография - это фотомонтаж, и обжаловал постановление о штрафе. Причем в ГИБДД мне сообщили, что по нескольким моим заявлениям судья уже отменил постановления, то есть встал на сторону нарушителей. Они просто сказали,что «это фотомонтаж», и судья отменил штраф! Инспекторы в панике, – иронизировал блогер в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж».

По его словам, эпопея борьбы с неправильными парковками на одной из воронежских улиц пока не окончена. Впрочем, повторять свой опыт блогер все же не рекомендует. По его мнению, такой формат отстаивания своих прав не очень эффективен и сопровождается определенными неудобствами.

– Для меня это скорее интересный эксперимент, исследование. Проверяется, с одной стороны, эффективность методов правовой борьбы, с другой- реакция самой правоохранительной системы и, в частности, ГИБДД. Кроме того, проверяется поведение нарушителей, которым приходится отвечать перед законом,
Леонид Черненко, воронежский интернет-активист.
Для блогера опыт общения с официальными структурами не в новинку. Например, после его обращения в управу Ленинского района и прокуратуру в середине нынешнего года коммунальные службы сняли ботинки, висевшие на проводах линии электропередач на пересечении улиц Фридриха Энгельса и Плехановской. Еще одно направление деятельности активиста – борьба за свободу фотографии и фотосъемки.

В целом у воронежских общественников есть немалый положительный опыт общения с официальными структурами. Например, в феврале нынешнего года группа активистов провела «фотоохоту» за нарушениями в работе коммунальных служб: в их поле зрения попали дорожные ямы, неубранный мусор и все те же незаконные парковки. Свои фотографии участники мероприятия загрузили на специально созданный сайт КрасивыйВоронеж.рф, с помощью которого можно отправить заявление в мэрию.

– Мы прошли по центру, сфотографировали косяки: по тротуарной плитке, перекошенным ограждениям, мусору, брошенным авто во дворах. Писали обращения в управы, мне даже ответ пришел, мол, исправили то-то и то-то. Правда, машину не нашли, но может я адрес неточно указал, – вспоминает один из участников фотоохоты, известный воронежский общественник Илья Бейлин.

По его мнению, такие простые и эффективные решения, как сайты, автоматизирующие процесс подачи обращений в ответственные структуры, помогают людям быть более активными, не откладывать в долгий ящик дела, которые способны сделать город лучше и комфортнее. А отсутствие информации о подобных ресурсах, напротив, тормозит общественную инициативу.

– Но не стоит, конечно, забывать о нашей природной лени или веры в то, что за нас все сделают гипотетические слуги народа или административный ресурс. Это тоже мешает людям проявлять свою позицию. И все же надо самим прикладывать усилия. Надо верить в себя, наш город — это не автостоянка, у него лучшее будущее, чем уличная «автомойка»,
Илья Бейлин, общественный деятель, организатор креативных акций.
С ним согласна координатор «Красивого Воронежа» Марина Паневина. Она подтвердила, что запросы, сделанные через сайт движения, стали хорошим примером того, как гражданская инициатива стимулировала городские власти выполнять свои функции. В частности, в нескольких местах были закрашены граффити, убран автохлам со дворов.

– Есть работающие механизмы, заставляющие власть работать на благо граждан. Не всегда получается сразу, но примерно в половине случаев нарушения устраняются, а это много. В случае, если нет реакции - есть отработанные механизмы, куда и как жаловаться - обычно в следующий раз реагируют быстро! Я считаю, что работа администрации зависит от активности и заинтересованности рядовых граждан. Высказывая свою позицию, человек тем самым заявляет о том, что ему важно, как власть будет реагировать,


Марина Паневина, координатор движения «Красивый Воронеж».


В том, что сайты, помогающие автоматизировать процесс направления обращения во властные структуры, необходимы, уверен и участник группы РИА «Воронеж» в социальной сети «ВКонтакте» – Дмитрий Васильев. Комментируя блиц-опрос о том, готовы ли воронежцы жаловаться в официальные инстанции на различных нарушителей, он отметил, что сегодняшний процесс подачи заявления отнимает слишком много сил.

– Если бы жалобы можно было подавать в интерактивном режиме, при помощи электронных устройств, как, например, отметки о ДТП в сервисе «Яндекс.Пробки», тогда готов. Тяжелый и неповоротливый бюрократический аппарат, с очередями, заявлениями, ограниченным временем работы и тому подобным убивает всякое желание. Подавать жалобу по телефону, по которому нельзя будет дозвониться, желания тоже нет, – пояснил наш читатель.

Интересно, что ровно половина участников опроса признались в том, что хотели бы сообщать о нарушениях, но им не хватает времени, чтобы проходить необходимые процедуры. На втором месте по популярности оказался ответ «Власти должны наводить порядок без обращений от граждан, я не обязан им помогать».

Еще один воронежский активист- Анатолий Кравченко- уже более года ведет кампанию за безвредные детские площадки в Воронеже. Он несколько раз обращался в мэрию с просьбой обратить внимание на то, что многие места отдыха детей не отвечают элементарным требованиям безопасности, и играющие там малыши могут получить травмы. На несколько своих запросов общественник получил формальные ответы, однако сдаваться он не собирается.

– Состояние тротуаров, детских площадок, автодорог зачастую ужасное, но горожане не всегда понимают, что на это тратятся их деньги, наполняющие бюджет. Если же говорить о катастрофе в сфере ЖКХ, а это действительно катастрофа, то здесь вообще неприятное явление, когда жильцы многоквартиных домов платят огромные деньги ежемесячно, не требуя оказания услуг взамен. Ведь мы же не уходим из супермаркета оплатив покупки и оставив их в на кассе? – объясняет Анатолий Кравченко мотивы тех, кто отстаивает права горожан.

Как и Леонид Черненко, Анатолий Кравченко знает, насколько утомительным может быть общение с бюрократическими структурами. По его словам, этот процесс может затянуться на годы, и тому, кто рассчитывает на успех, необходимо запастись терпением и упорством.

  – Чиновники, как в случае с детскими площадками, часто не имеют представления о том, за что они отвечают. Принимая те или иные решения, некоторые из них все реже руководствуются профессиональным опытом, а отвечая на обращения граждан, нелогично или попусту отписываясь, от многократных жалоб, естественно заставляют задуматься, а не пустая ли трата времени – вся эта борьба. И многие видимо бросают бороться, а узнав о неудаче другого борца, многие не начинают. Результат – люди перешагивают через мусор в подъезде, ходят по грязи, платят деньги за услуги ЖКХ, чтобы не приставали и постепенно привыкают к такой жизни, – сетует активист. 

Однако способ добиться того, чтобы власть исполняла свои функции правильно, по его мнению, все-таки существует.

– Наиболее эффективный способ заставить чиновника работать - это активизация и сплоченные действия граждан. Если оказания услуг потребует весь дом, весь микрорайон, то обычная отписка чиновника не спасет,
Анатолий Кравченко, общественник.


Примером гражданского объединения, ведущего с властью диалог на равных и достигающего поставленных целей, может служить областная общественная организация «Центр экологической политики». За последний год ее активисты добились признания незаконными действий отстрельщиков бездомных животных и возбуждения нескольких уголовных дел по статье «Жестокое обращение с животными». Кроме того, зоозащитники участвовали в разработке областного закона о безнадзорных животных, принятого областной Думой в апреле нынешнего года.

– Мой девиз – количество всегда перерастает в качество. С первого раза ничего не получается. Бюрократической машине не свойственно признавать свои ошибки. Получили отказ один раз, оспаривайте, подавайте документы снова и снова. Собирайте единомышленников, пишите обращения. Добиться результатов всегда можно. Сейчас все больше людей начинает требовать от чиновников исполнения их обязанностей, но все же активную гражданскую позицию в Воронеже пока, к сожалению, нельзя назвать модной,  
Анна Воронина, член Совета Воронежской областной общественной организации «Центр экологической политики».


Еще одно слагаемое успеха в общении с административными органами назвал воронежский правозащитник Роман Хабаров. Осенью прошлого года с помощью областной прокуратуры он добился отмены распоряжения, запретившего воронежским стражам порядка пользоваться личным автомобилем после 22.00, ездить по доверенности и посещать развлекательные заведения даже в нерабочее время.

– Нужно упорство, настойчивость и знание нормативно-правовой базы, системы органов, понимания принципов их функционирования. История, когда граждане настойчиво заставляют чиновников работать, не уникальна,
Роман Хабаров, правозащитник.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter