Левобережный райсуд приступил к рассмотрению дела о мошенничестве со страховками на 7,2 млн рублей в понедельник, 17 октября. На скамье подсудимых оказались восемь человек: пять инспекторов ДПС, эксперт-страховщик, возглавлявший преступную группу (ОПГ), воронежец и его сын. Группу из восьми человек судят за фальсификацию 38 фактов ДТП: на страховках по ним они зарабатывали с мая 2008 по июль 2014 года.
Журналист РИА «Воронеж» разобралась, кто входил в организованную преступную группу, как она появилась и какую схему обмана страховых компаний использовали ее участники.
Кто входил в ОПГ
Небольшой зал в Левобережном суде на первом заседании 17 октября едва вместил подсудимых и их защиту. Восемь мужчин и их адвокаты расселись на скамьи, чтобы слушать объемное обвинительное заключение. Его начала оглашать старший прокурор отдела областной прокуратуры Светлана Шатиришвили.
Согласно обвинению, организованную преступную группу создал воронежец Альберт Б., который привлек к заработку на подложных ДТП своего сына Юрия Б. Оборотливый мужчина со связями и предпринимательской жилкой разработал схему получения выплат от страховых компаний за аварии, которых не было. Для этого Альберту Б. потребовалась целая команда. В нее вошел эксперт-страховщик Александр Л., который стал важнейшим звеном в цепочке махинаций. Кроме того, Альберт Б. в разное время уговорил участвовать в прибыльном деле пятерых инспекторов ДПС. Двое полицейских – Борис П. и Андрей М. – помогали с фальсификациями на постоянной основе, еще трое сотрудников ГИБДД соглашались на уговоры Альберта Б. эпизодически, по нескольку раз. Формально они в ОПГ по мошенничеству со страховками не входили.
Фото – Андрей Архипов
Роль Юрия Б. заключалась в том, что он часто выступал участником «липовых» аварий и получателем страховых выплат – как и несколько приятелей Альберта Б., чьи данные он использовал для оформления подложных ДТП.
– Организованная преступная группа отличалась устойчивостью, сплоченностью, основанной на тесных взаимоотношениях ее участников. Они были объединены совместными намерениями, преступным умыслом. Реализация преступных целей достигалась детальным распределением ролей, планированием каждого преступного деяния, – зачитала Светлана Шатиришвили.
За шесть лет махинаций ОПГ нанесла крупные потери четырем страховым компаниям. Общая сумма ущерба составила 7,275 млн рублей.
Как работала схема обмана
Следователи регионального управления СКР подробно описали схему мошенничества, которую разработал Альберт Б. ОПГ каждый раз действовала примерно по одному плану, используя все слабые места при оформлении страховок.
Вдохновитель махинаций Альберт Б. начинал с того, что находил людей, которых можно было сделать участниками фиктивного ДТП. Чаще всего ими становились знакомые Альберта Б.: он делал копии их паспортов, водительских удостоверений, техпаспортов на автомобили, а потом использовал их счета. Создатель ОПГ несколько раз сам фигурировал в документах на страховку, вписывал туда сына, бывшую жену.
Найдя подходящих кандидатов, Альберт Б. передавал их данные инспекторам ДПС, которые входили в преступную группу. Те вносили ложные сведения о фактах ДТП в служебные бланки. Инспектор ДПС Борис П. составлял административные протоколы против людей, которые якобы стали виновниками аварий. Документы, дававшие право на выплаты пострадавшей стороне, полицейский подписывал фамилией своего коллеги.
Получив документы от одного из полицейских, участники ОПГ передавали их Александру Л., члену саморегулируемой организации «Российское общество оценщиков». Александр Л. имел право давать экспертные заключения, оценивал ремонт автомобиля или мотоцикла, которые якобы попали в аварию. К описанию обычно прикладывали фотографии поврежденного транспорта.
Зная, что страховые компании обычно не участвуют в осмотрах разбитых машин, Альберт Б. направлял на их адреса телеграммы. Как и предполагали участники ОПГ, страховщики никак не реагировали на просьбы приехать для осмотра авто или мотоцикла. После соблюдения формальностей Альберт Б. направлял в страховую компанию пакет документов. На основании этих бумаг страховая перечисляла деньги на счет владельца автомобиля или мотоцикла, якобы пострадавшего в ДТП. Альберт Б. снимал их и делил между участниками каждой конкретной схемы.
Чаще всего ненастоящие аварии происходили на Левом берегу. К примеру, «на бумаге» сталкивались «ВАЗ-21124» с мотоциклом Suzuki, «ВАЗ-21083» с мотоциклом Honda, «ГАЗ-3110» с Ford Focus. За шесть лет Альберт Б. и компания получили деньги от страховщиков за 38 фиктивных аварий.
ОПГ использовала данные одних и тех же автомобилей и мотоциклов для получения страховых выплат по разным ДТП. Одни и те же люди выступали пострадавшей стороной, желающей возместить убытки по страховкам, несколько раз. Если страховщики отказывали в выплатах, Альберт Б. обращался в суд с претензиями и взыскивал деньги. Из-за таких просчетов конспирация группы провалилась: ее участниками заинтересовались силовики, что привело к возбуждению уголовного дела в 2014 году.
Восьмерых мужчин судят за мошенничество в сфере страхования организованной группой в особо крупном размере (ч.4 ст.159.5 УК РФ) и мошенничество в сфере страхования с использованием служебного положения (ч.3 ст. 159.5 УК РФ). Им грозят крупные штрафы и до 10 лет лишения свободы.