В 2021 году слово «спутник» стали употреблять в девять раз чаще, чем раньше. Поэтому Государственный институт русского языка имени Пушкина назвал его словом года, сообщила пресс-служба вуза во вторник, 2 ноября. Причиной возросшей популярности слова эксперты посчитали активно обсуждаемую тему вакцинации от коронавируса. На второе место филологи поставили «Афганистан», который в связи с происходящими в стране событиями стали использовать в 6,5 раза чаще. Бурный рост употребления связали с тем, что тема ближневосточного государства очень чувствительна для россиян, которые помнят вывод оттуда советских войск. А газовый кризис в Европе в октябре помог «Северному потоку» оказаться на третьем месте рейтинга. Частотность его применения выросла в пять раз.
Следующим в списке оказалось слово «перепись». Ввиду проходящей Всероссийской переписи населения и связанными с ней мерами безопасности о нем стали вспоминать в 4,6 раза чаще.
Пятым популярнейшим словом стал «импичмент». Русскоязычных людей взбудоражил первый в истории двойной вотум недоверия экс-президенту США Дональду Трампу: употребление участилось в четыре раза.
«QR-код» и «антипрививочник» с «антиваксером» расположились на шестом-седьмом местах. Их показатели выросли в четыре, три и 2,7 раза соответственно.
Последние позиции в перечне заняли слова, которые стали реже упоминать по сравнению с 2020 годом: это «выборы», «нерабочий» и «смертность»:
– Это объясняется тем, что слово «выборы» било рекорды частотности в ноябре 2020 года, когда в США выбирали президента. Оказалось, что русскоязычная общественность в 2020 году обсуждала тему выборов президента США более активно, чем парламентские выборы в России в 2021-м. Похожая ситуация со словами «нерабочий» и «смертность» – мы видим некий всплеск частотности, но он не идет в сравнение с пиками прошлого года, – пояснил доктор филологических наук, проректор по науке института Михаил Осадчий.
Вуз отбирал слова для проекта в три этапа. Сначала эксперты определили самые обсуждаемые темы года. Затем в текстах русскоязычных СМИ (как российских, так и зарубежных) и публикациях в соцсетях они выбрали ключевые слова. На финальном этапе отобранные слова распределили по местам по сравнению употребления на фоне четырех предыдущих лет.
В 2020 году словами года назвали «обнуление» и «самоизоляцию». Тот же «ковид» тогда не попал в выборку, так как слово только появилось и сравнить частотность его использования было не с чем.